Как в школах России начали проводить социально-психологическое тестирование учеников: что это и зачем?
- 15:00 15 октября
- Дарья Николаева

В школах страны в 2025 году стартовал важный и новый этап — социально-психологическое тестирование (СПТ) старшеклассников. Этот инструмент призван не просто узнать, как идут дела у детей с учебой, а понять, что происходит в их эмоциональном и психологическом мире. Чем оно важно и как проходит тестирование?
Что такое социально-психологическое тестирование?
Социально-психологическое тестирование — это комплекс вопросов, который помогает оценить состояние психики и индивидуальные особенности ребенка, а также выявить возможные риски и проблемы. Программа включает более 100 вопросов, ученики отвечают на них либо в письменной форме, либо в электронном формате.
Вопросы могут быть очень разными — например, оценить по шкале от 1 до 10, насколько часто школьник сплетничает, волнуется из-за мнения окружающих или испытывает стресс. Таким образом специалисты получают более полную картину внутреннего мира детей.
Кому и как проводится тестирование?
СПТ проводятся среди учащихся с 13 лет при обязательном письменном согласии родителей или законных представителей. Ребята старше 15 лет уже могут самостоятельно принимать решение об участии в тестировании и давать письменное согласие.
Важно, что участие в тестировании добровольно: никто не заставляет отвечать на вопросы против воли, а информация обрабатывается анонимно и конфиденциально.
Зачем это надо детям и школе?
Цель тестирования — не выявить и «пометить» проблемных детей, а выявить факторы стресса, трудности в коммуникации и адаптации, эмоциональные затруднения. Это помогает психологам и педагогам организовать адресную поддержку, проводить тренинги и консультации, создавать комфортную и безопасную для всех атмосферу.
Тестирование служит инструментом для профилактики различных рисков, включая вовлечение школьников в вредные привычки и рискованное поведение.
Что говорят родители и школы?
Родители отмечают, что тестирование помогает лучше понять своего ребенка, заглянуть в его внутренний мир, которого порой не видно на первый взгляд. В некоторых московских и региональных школах тесты уже написали, и первые отзывы показывают, что школьники воспринимают это как интересный опыт самопознания, а не как очередное экзаменационное испытание.
Что делать после тестирования?
По результатам специалисты составляют общие отчеты по классам и школам, выявляют зоны риска и разрабатывают меры поддержки: дополнительные занятия, психологические тренинги, групповые консультации и индивидуальную помощь. Это помогает детям чувствовать себя более уверенно и снижает негативные факторы.