Progorod logo

Не увольнять: в России экстренно решают, куда девать "лишних" учителей

26 июля 10:00Возрастное ограничение16+
Нейросеть

Российская система образования стоит на пороге колоссальных изменений.

Из-за глубокого демографического спада в начальной школе к 2028 году появится профицит почти в 60 тысяч учителей. Вместе с тем классы перегружены, а сокращать педагогов специалисты не рекомендуют — что же делать? Как власти и профсоюзы предлагают менять систему, чтобы сохранить кадры и повысить качество образования? В этой статье — полный разбор актуальной ситуации, мнение экспертов и аналитика ключевых решений с таблицей.

Что происходит с учителями начальной школы и школьниками?

К 2028 году количество учеников начальных классов сократится на сотни тысяч из-за эха демографической ямы 1990-х годов.

По прогнозам профсоюза «Учитель», около 58,8 тысяч педагогов начальной школы станут лишними из-за уменьшения количества учащихся.

Однако сегодня многие классы переполнены — до 35 детей в классе вместо нормативных 20-25.

Эксперт Всеволод Луховицкий (сопредседатель профсоюза «Учитель») подчёркивает: массовые сокращения приведут к новой кадровой катастрофе, как это произошло в начале 2000-х.

По его мнению, вместо увольнений нужно менять систему оплаты труда педагога, снизив зависимость зарплат от числа учеников в классе.

Демографическая яма — ключ к кризису

Спад рождаемости конца 1990-х — основная причина сокращения учеников.

В 2025 году впервые за десятилетия снизится количество первоклассников на сотни тысяч.

При этом увеличенная нагрузка на оставшихся учителей грозит их переутомлением и снижением качества образования.

Для сравнения: в СССР нормальным считалось не более 25 детей в классе, сегодня в некоторых регионах нагрузка превышает это почти в полтора раза.

Почему нельзя просто сокращать учителей? Аргументы против массовых сокращений Последствия в 2000-х Учителей сократили на фоне снижения числа учащихся, После возвращения роста школьников возник острый дефицит кадров тогда нагрузка на оставшихся возросла вдвое Учителя работали в условиях перегрузок и низкой мотивации Это снижает качество образования и демотивирует педагогов Система образования в целом оказалась в затруднительном положении

Всеволод Луховицкий подчёркивает, что сокращение преподавателей ведёт к повышению нагрузки и росту стресса, а оптимальный размер класса — 20-25 учеников.

Как предлагают исправить ситуацию? Пересмотреть систему оплаты труда

Сделать оплату труда независимой от количества учеников в классе.

Таким образом можно избежать демотивации учителей и стимулировать качественное преподавание.

Обеспечить достойные зарплаты и фиксированные ставки, а не платить только за численность класса.

Снизить размер классов

Уменьшить число детей в классе до 20-25, что улучшит образовательный процесс.

Оптимизировать нагрузку на учителя, повысить эффективность занятий.

Переквалификация и перевод учителей

Конвертировать часть учителей начальных классов в преподавателей для средней школы и по профилю.

Развивать профессиональные возможности педагогов, адаптировать к изменяющимся демографическим условиям.

Мнение эксперта

«Сейчас все ссылаются на советский опыт, в начале 90-х класс в среднем насчитывал 25 учеников. Это была норма, и сейчас её надо вернуть», — отметил Луховицкий.

Таблица: Краткая аналитика ситуации с учителями начальной школы и решениями Показатель Статус 2025 года Прогноз 2028 года Предлагаемые решения Число учеников начальной школы Снижено на 346,7 тыс. к 1 сентября 2025 г. Сокращение продолжится, общий спад достигнет 1000 тыс. Снижение размера классов до 20-25 учеников Количество лишних учителей Около 17 тыс. в 2025 году До 60 тыс. предстоит перераспределить/переквалифицировать Изменение системы оплаты, переквалификация Текущая максимальная нагрузка на класс До 35 детей — Уменьшение количества учеников в классе Отношение оплаты труда к числу учеников Оплата сильно зависит от размера класса Риск снижения зарплат из-за сокращения учеников Введение оплаты, независимой от численности

Итог

Падение численности учеников — неизбежное последствие демографической ямы 1990-х годов — ставит российское образование перед серьёзным вызовом. Массовые сокращения учителей могут привести к катастрофическим последствиям, о чём напоминает опыт начала 2000-х.

Эксперты и профсоюзы выступают за комплексные изменения системы оплаты труда, снижение размера классов и профессиональную поддержку учителей. Эти меры смогут сохранить педагогический потенциал страны и повысить качество обучения детей.

Сокращение учеников — это не повод сокращать учителей, а шанс переосмыслить качество и условия труда педагогов.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: