Не увольнять: в России экстренно решают, куда девать "лишних" учителей
- 10:00 26 июля
- Дарья Николаева

Российская система образования стоит на пороге колоссальных изменений.
Из-за глубокого демографического спада в начальной школе к 2028 году появится профицит почти в 60 тысяч учителей. Вместе с тем классы перегружены, а сокращать педагогов специалисты не рекомендуют — что же делать? Как власти и профсоюзы предлагают менять систему, чтобы сохранить кадры и повысить качество образования? В этой статье — полный разбор актуальной ситуации, мнение экспертов и аналитика ключевых решений с таблицей.
Что происходит с учителями начальной школы и школьниками?
-
К 2028 году количество учеников начальных классов сократится на сотни тысяч из-за эха демографической ямы 1990-х годов.
-
По прогнозам профсоюза «Учитель», около 58,8 тысяч педагогов начальной школы станут лишними из-за уменьшения количества учащихся.
-
Однако сегодня многие классы переполнены — до 35 детей в классе вместо нормативных 20-25.
-
Эксперт Всеволод Луховицкий (сопредседатель профсоюза «Учитель») подчёркивает: массовые сокращения приведут к новой кадровой катастрофе, как это произошло в начале 2000-х.
-
По его мнению, вместо увольнений нужно менять систему оплаты труда педагога, снизив зависимость зарплат от числа учеников в классе.
Демографическая яма — ключ к кризису
-
Спад рождаемости конца 1990-х — основная причина сокращения учеников.
-
В 2025 году впервые за десятилетия снизится количество первоклассников на сотни тысяч.
-
При этом увеличенная нагрузка на оставшихся учителей грозит их переутомлением и снижением качества образования.
-
Для сравнения: в СССР нормальным считалось не более 25 детей в классе, сегодня в некоторых регионах нагрузка превышает это почти в полтора раза.
Почему нельзя просто сокращать учителей?
Аргументы против массовых сокращений | Последствия в 2000-х |
---|---|
Учителей сократили на фоне снижения числа учащихся, | После возвращения роста школьников возник острый дефицит кадров |
тогда нагрузка на оставшихся возросла вдвое | Учителя работали в условиях перегрузок и низкой мотивации |
Это снижает качество образования и демотивирует педагогов | Система образования в целом оказалась в затруднительном положении |
Всеволод Луховицкий подчёркивает, что сокращение преподавателей ведёт к повышению нагрузки и росту стресса, а оптимальный размер класса — 20-25 учеников.
Как предлагают исправить ситуацию?
Пересмотреть систему оплаты труда
-
Сделать оплату труда независимой от количества учеников в классе.
-
Таким образом можно избежать демотивации учителей и стимулировать качественное преподавание.
-
Обеспечить достойные зарплаты и фиксированные ставки, а не платить только за численность класса.
Снизить размер классов
-
Уменьшить число детей в классе до 20-25, что улучшит образовательный процесс.
-
Оптимизировать нагрузку на учителя, повысить эффективность занятий.
Переквалификация и перевод учителей
-
Конвертировать часть учителей начальных классов в преподавателей для средней школы и по профилю.
-
Развивать профессиональные возможности педагогов, адаптировать к изменяющимся демографическим условиям.
Мнение эксперта
«Сейчас все ссылаются на советский опыт, в начале 90-х класс в среднем насчитывал 25 учеников. Это была норма, и сейчас её надо вернуть», — отметил Луховицкий.
Таблица: Краткая аналитика ситуации с учителями начальной школы и решениями
Показатель | Статус 2025 года | Прогноз 2028 года | Предлагаемые решения |
---|---|---|---|
Число учеников начальной школы | Снижено на 346,7 тыс. к 1 сентября 2025 г. | Сокращение продолжится, общий спад достигнет 1000+ тыс. | Снижение размера классов до 20-25 учеников |
Количество лишних учителей | Около 17 тыс. в 2025 году | До 60 тыс. предстоит перераспределить/переквалифицировать | Изменение системы оплаты, переквалификация |
Текущая максимальная нагрузка на класс | До 35 детей | — | Уменьшение количества учеников в классе |
Отношение оплаты труда к числу учеников | Оплата сильно зависит от размера класса | Риск снижения зарплат из-за сокращения учеников | Введение оплаты, независимой от численности |
Итог
Падение численности учеников — неизбежное последствие демографической ямы 1990-х годов — ставит российское образование перед серьёзным вызовом. Массовые сокращения учителей могут привести к катастрофическим последствиям, о чём напоминает опыт начала 2000-х.
Эксперты и профсоюзы выступают за комплексные изменения системы оплаты труда, снижение размера классов и профессиональную поддержку учителей. Эти меры смогут сохранить педагогический потенциал страны и повысить качество обучения детей.
Сокращение учеников — это не повод сокращать учителей, а шанс переосмыслить качество и условия труда педагогов.