Не учителя, а так...: в школы массово ринутся студенты
В 2025 году в России принят закон, который расширяет возможность преподавать в школах студентам старших курсов вузов, не связанных с педагогическим образованием.
Эта мера направлена на решение актуальной проблемы — массового дефицита педагогов, в особенности по техническим и естественно-научным предметам.
Суть инициативыТеперь студенты, обучающиеся на непедагогических направлениях, смогут преподавать школьные дисциплины, соответствующие их профилю, начиная с 3-го или 4-го курса (в зависимости от норм).
Для этого они должны пройти педагогическую переподготовку и получить согласие работодателя — школы или колледжа.
Зарплата таких преподавателей будет сопоставима с зарплатой профессиональных педагогов, её уровень зависит от региона и квалификации.
Как это будет работать на практикеНапример, студент-химик после прохождения педагогической подготовки сможет вести уроки химии в школе.
Переподготовка включает основные педагогические знания и навыки взаимодействия с детьми.
На первых порах «непрофильные» преподаватели будут работать под наставничеством опытных учителей.
Такая система поможет быстро закрыть вакансии по востребованным предметам и повысит уровень преподавания естественных наук и техники.
Мнение экспертовРектор Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга Ольга Ребковец отмечает, что уровень предметной подготовки таких студентов зачастую выше, чем у будущих педагогов.
Однако недостаток педагогических навыков требует дополнительной подготовки.
По мнению преподавателей, это компромиссное решение, способное частично решить кадровый кризис.
Некоторые эксперты предупреждают, что без улучшения условий труда и зарплаты удержать молодых учителей в профессии будет сложно.
Проект педагогического вторичного образованияВ непрофильных вузах с 1 сентября 2025 года начнут вводить педагогические модули как вторую специальность, что позволит выпускникам профилей «Химия», «Физика» и других одновременно получить и педагогическую квалификацию.
Эта мера долгосрочная и направлена на системное решение проблемы дефицита кадров.
Таблица: Преподавание в школе студентами непедагогических направлений (2025) Критерий Описание Кто может преподавать Студенты вузов непедагогических направлений, минимум 3-4 курс Какие предметы Соответствующие профилю студента (химия, математика и др.) Требования Педагогическая переподготовка, согласие работодателя Условия работы Работа под наставничеством опытных педагогов Зарплата Размер оплаты как у штатных учителей, зависит от региона Цели Закрыть дефицит преподавателей, повысить качество обучения Долгосрочные меры Педагогические модули как вторая специальность в непрофильных вузах
Итог: Закон о допуске к преподаванию в школе студентов непедагогических вузов — важный шаг, который поможет смягчить дефицит кадров в образовании и улучшить качество преподавания сложных предметов. Однако без комплексного подхода к мотивации и условиям труда учителей проблему решить полностью не удастся.