Не учителя, а так...: в школы массово ринутся студенты
- 4 августа 12:00
- Дарья Николаева

В 2025 году в России принят закон, который расширяет возможность преподавать в школах студентам старших курсов вузов, не связанных с педагогическим образованием.
Эта мера направлена на решение актуальной проблемы — массового дефицита педагогов, в особенности по техническим и естественно-научным предметам.
Суть инициативы
-
Теперь студенты, обучающиеся на непедагогических направлениях, смогут преподавать школьные дисциплины, соответствующие их профилю, начиная с 3-го или 4-го курса (в зависимости от норм).
Для этого они должны пройти педагогическую переподготовку и получить согласие работодателя — школы или колледжа.
Зарплата таких преподавателей будет сопоставима с зарплатой профессиональных педагогов, её уровень зависит от региона и квалификации.
Как это будет работать на практике
-
Например, студент-химик после прохождения педагогической подготовки сможет вести уроки химии в школе.
-
Переподготовка включает основные педагогические знания и навыки взаимодействия с детьми.
-
На первых порах «непрофильные» преподаватели будут работать под наставничеством опытных учителей.
-
Такая система поможет быстро закрыть вакансии по востребованным предметам и повысит уровень преподавания естественных наук и техники.
Мнение экспертов
-
Ректор Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга Ольга Ребковец отмечает, что уровень предметной подготовки таких студентов зачастую выше, чем у будущих педагогов.
-
Однако недостаток педагогических навыков требует дополнительной подготовки.
-
По мнению преподавателей, это компромиссное решение, способное частично решить кадровый кризис.
-
Некоторые эксперты предупреждают, что без улучшения условий труда и зарплаты удержать молодых учителей в профессии будет сложно.
Проект педагогического вторичного образования
-
В непрофильных вузах с 1 сентября 2025 года начнут вводить педагогические модули как вторую специальность, что позволит выпускникам профилей «Химия», «Физика» и других одновременно получить и педагогическую квалификацию.
-
Эта мера долгосрочная и направлена на системное решение проблемы дефицита кадров.
Таблица: Преподавание в школе студентами непедагогических направлений (2025)
Критерий | Описание |
---|---|
Кто может преподавать | Студенты вузов непедагогических направлений, минимум 3-4 курс |
Какие предметы | Соответствующие профилю студента (химия, математика и др.) |
Требования | Педагогическая переподготовка, согласие работодателя |
Условия работы | Работа под наставничеством опытных педагогов |
Зарплата | Размер оплаты как у штатных учителей, зависит от региона |
Цели | Закрыть дефицит преподавателей, повысить качество обучения |
Долгосрочные меры | Педагогические модули как вторая специальность в непрофильных вузах |
Итог: Закон о допуске к преподаванию в школе студентов непедагогических вузов — важный шаг, который поможет смягчить дефицит кадров в образовании и улучшить качество преподавания сложных предметов. Однако без комплексного подхода к мотивации и условиям труда учителей проблему решить полностью не удастся.