Progorod logo

Революция в дневниках: как новая система оценивания поведения изменит школу и ваших детей

11 августа 10:30Возрастное ограничение16+
Нейросеть

В российских школах с 2025 года запускается пилотная программа, позволяющая учителям самостоятельно выбирать систему оценивания поведения: двухуровневую, трехуровневую или классическую пятибалльную шкалу.

С 1 сентября более 80 школ в пилотных регионах (Новгородская, Ярославская, Тульская, Ленинградская области, ЛНР, Чечня, Мордовия) начинают выставлять оценки за поведение по одной из трех систем, которую может выбрать руководство школы:

Двухуровневая (зачет/незачет)

Трехуровневая (образцовое/удовлетворительное/неудовлетворительное)

Пятибалльная (отлично/хорошо/удовлетворительно/неудовлетворительно/крайне неудовлетворительно)

Планируется, что эксперимент завершится к январю 2026 года и охватит все российские школы.

Как будет работать система

Кто выставляет оценку: Классный руководитель, учитывая мнение других педагогов и администрации.

Критерии: Они разработаны с опорой на мнения учителей и родителей, но пока нет единого стандарта для всех школ.

Влияние: Оценки за поведение в перспективе могут отражаться в выпускных документах и будут влиять на школьную атмосферу, формируя ценностные установки учеников.

Примеры из жизни школ

В школе №12 города Ярославля решили выбрать трехуровневую систему. Классный руководитель Ольга К. отмечает: «Ребята воспринимают такие оценки спокойнее, а родители лучше понимают, какой навык требует внимания».

В Тульской области одна школа остановилась на двухуровневой системе, чтобы избежать субъективизма: есть ли проблема — нуждается в внимании, нет проблемы — всё хорошо.

В Ленинградской области предпочли традиционную пятибалльную шкалу для плавной адаптации учеников — система знакома многим семьям, понятна детям и взрослым.

Плюсы и минусы

Плюсы:

Индивидуальный подход: школа выбирает систему под реальную ситуацию.

Возможность стимулировать позитивное поведение: акцент не на наказании, а на поощрении.

Прозрачность для родителей: можно вовремя отследить изменения в поведении ребёнка.

Минусы:

Риски субъективности: четкие критерии пока формируются, есть опасность двойных стандартов.

Дополнительная нагрузка на учителей — нужно регулярно оценивать не только успеваемость, но и воспитательный аспект.

Споры среди родителей, опасения о стигматизации: что делать, если не совпадают взгляды семьи и школы.

Комментарий экспертов

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отмечает: цель оценки — «поощрять тех, кто служит примером для других, а не наказывать». Психологи призывают к прозрачности критериев: чтобы двойка за шум на уроке не приравнивалась к серьезному нарушению дисциплины.

Что дальше?

В течение учебного года министерство просвещения будет собирать отзывы и анализировать эффективность каждой системы. Итоги обсудят с родителями и профессиональным сообществом.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: