Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Революция в дневниках: как новая система оценивания поведения изменит школу и ваших детей

Революция в дневниках: как новая система оценивания поведения изменит школу и ваших детейНейросеть

В российских школах с 2025 года запускается пилотная программа, позволяющая учителям самостоятельно выбирать систему оценивания поведения: двухуровневую, трехуровневую или классическую пятибалльную шкалу.

С 1 сентября более 80 школ в пилотных регионах (Новгородская, Ярославская, Тульская, Ленинградская области, ЛНР, Чечня, Мордовия) начинают выставлять оценки за поведение по одной из трех систем, которую может выбрать руководство школы:

  • Двухуровневая (зачет/незачет)

  • Трехуровневая (образцовое/удовлетворительное/неудовлетворительное)

  • Пятибалльная (отлично/хорошо/удовлетворительно/неудовлетворительно/крайне неудовлетворительно)

  • Планируется, что эксперимент завершится к январю 2026 года и охватит все российские школы.

    Как будет работать система

    • Кто выставляет оценку: Классный руководитель, учитывая мнение других педагогов и администрации.

    • Критерии: Они разработаны с опорой на мнения учителей и родителей, но пока нет единого стандарта для всех школ.

    • Влияние: Оценки за поведение в перспективе могут отражаться в выпускных документах и будут влиять на школьную атмосферу, формируя ценностные установки учеников.

    Примеры из жизни школ

    • В школе №12 города Ярославля решили выбрать трехуровневую систему. Классный руководитель Ольга К. отмечает: «Ребята воспринимают такие оценки спокойнее, а родители лучше понимают, какой навык требует внимания».

    • В Тульской области одна школа остановилась на двухуровневой системе, чтобы избежать субъективизма: есть ли проблема — нуждается в внимании, нет проблемы — всё хорошо.

    • В Ленинградской области предпочли традиционную пятибалльную шкалу для плавной адаптации учеников — система знакома многим семьям, понятна детям и взрослым.

    Плюсы и минусы

    Плюсы:

    • Индивидуальный подход: школа выбирает систему под реальную ситуацию.

    • Возможность стимулировать позитивное поведение: акцент не на наказании, а на поощрении.

    • Прозрачность для родителей: можно вовремя отследить изменения в поведении ребёнка.

    Минусы:

    • Риски субъективности: четкие критерии пока формируются, есть опасность двойных стандартов.

    • Дополнительная нагрузка на учителей — нужно регулярно оценивать не только успеваемость, но и воспитательный аспект.

    • Споры среди родителей, опасения о стигматизации: что делать, если не совпадают взгляды семьи и школы.

    Комментарий экспертов

    Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отмечает: цель оценки — «поощрять тех, кто служит примером для других, а не наказывать». Психологи призывают к прозрачности критериев: чтобы двойка за шум на уроке не приравнивалась к серьезному нарушению дисциплины.

    Что дальше?

    В течение учебного года министерство просвещения будет собирать отзывы и анализировать эффективность каждой системы. Итоги обсудят с родителями и профессиональным сообществом.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости