Progorod logo

Лето с книгой или экраном? Только 2% российских подростков прочитали более 30 книг

7 сентября 19:00Возрастное ограничение16+
Нейросеть

Летом 2025 года лишь около 2% российских школьников 7–11 классов прочитали более 30 книг за каникулы. Такие данные показал опрос сервиса «Строки» совместно с аналитиками МТС Медиа, охвативший более 600 школьников. Это свидетельствует о тенденции ограниченного чтения у подростков в свободное время и росте влияния новых форм получения информации.

Кому легче осилить большие объемы литературы?

Самыми активными читателями оказались будущие восьмиклассники — каждый десятый из них прочитал от 21 до 30 произведений. В то же время будущие одиннадцатиклассники наиболее загружены учебой и часто ограничиваются чтением не более 10 книг за лето — таких 68% участников опроса.

Какие произведения в фаворе у школьников?

Наибольшую популярность у семиклассников получили классические произведения русской литературы:

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (44%)

«Дубровский» А. С. Пушкина (36%)

«Тихий Дон» М. А. Шолохова (20%)

Восьмиклассники чаще всего читали:

«Тарас Бульба» (48%)

«Капитанскую дочку» Пушкина (39%)

«Шинель» Гоголя (30%)

Девятиклассники выбирали также классические произведения, включая «Ревизора», «Мертвые души» и «Евгения Онегина».

Кто влияет на выбор книг?

Традиционно мнение родителей имело большой вес, однако сейчас значимость советов блогеров и соцсетей стала намного выше. Лишь 16% восьмиклассников по-прежнему прислушиваются к родителям при выборе литературы, что указывает на изменение канала получения информации и влияние цифрового мира.

Почему подростки читают меньше?

Современный подросток находится под давлением множества цифровых развлечений: видеоигры, соцсети, интернет-контент, которые зачастую вытесняют книги. Кроме того, учебная нагрузка растет с возрастом, снижая дополнительное свободное время для чтения.

Что говорит об этом образование?

В школах отмечают необходимость повышения интереса к чтению и внедрения современных форм работы с литературой, включая аудиокниги, интерактивные занятия и проекты, чтобы адаптировать классическое чтение к запросам цифрового поколения.

Пример успешных инициатив

Некоторые школы уже внедрили программы мотивации чтения, поощряющие учеников через конкурсы и обсуждения книг. Активно развивается прослушивание аудиокниг: летом почти половина школьников прослушивали классику в аудиоформате, что делает чтение более доступным в дороге или на прогулке.

Итог

Лето 2025 года показало, что большое количество книг читают лишь немногие российские подростки, а основной выбор литературы формируется под влиянием блогеров и соцсетей. Важно поддерживать интерес к классике, адаптируя формы чтения к современным реалиям, чтобы сохранить культуру и развить у молодежи любовь к литературе

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: