Progorod logo

Взрослых так не нагружают: в Госдуме не одобрили многочасовую занятость школьников

11:02 16 сентябряВозрастное ограничение16+
Нейросеть

В Госдуме вновь подняли вопрос о чрезмерной учебной нагрузке российских школьников. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что современный ученик фактически посвящает учебе около 12 часов в сутки с учётом времени в школе, дороги и выполнения домашнего задания. При этом времени на дополнительные занятия, секции, общение с семьёй и сверстниками практически не остаётся.

Суть проблемы: сколько времени занимает учёба

По данным Вячеслава Володина, распорядок старшеклассника в среднем выглядит так: с 8:00 до 14:00 — уроки в школе, затем дорога домой и небольшой отдых (примерно два часа), после чего с 16:00 до 19:30 учащийся выполняет домашнее задание. Это даёт около 11,5–12 часов, практически весь день занят учёбой.

Министерство просвещения РФ рекомендует, чтобы школьники не тратили на домашние задания более 3,5 часов в день, однако эти рекомендации не являются обязательными нормативами, и на практике нагрузка у многих детей превышает этот лимит.

Последствия чрезмерной нагрузки

Володин подчеркнул, что такая ситуация негативно отражается на здоровье и развитии ребёнка. Длительные часы без полноценного отдыха способны приводить к переутомлению, снижению мотивации и ухудшению психоэмоционального состояния.

Кроме того, подростки почти лишены времени для социальной активности: посещения спортивных секций и кружков, общения с друзьями и семьёй. Это может негативно сказаться на социализации и формировании эмоциональных навыков.

Также депутат отметил, что чрезмерная учебная нагрузка зачастую приводит к формальному выполнению домашнего задания, особенно учитывая современные технологии и возможность списывать или копировать ответы.

Что говорит Министерство просвещения

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов подтвердил важность закрепления пройденного материала в домашних условиях, что должно занимать не более 3,5 часов в день. В прошлом в российских школах не было чётких норм по объёму домашней работы, что вызывало проблемы с балансом нагрузки.

На сегодняшний день рекомендации Минпросвещения стремятся установить разумные рамки, однако, как показывает практика и анализ Госдумы, многие школы и учителя не всегда соблюдают эти нормы.

Необходимость изменений

Вячеслав Володин считает правильным в ближайшее время вернуться к обсуждению и поиску решений по снижению учебной нагрузки, чтобы дети имели возможность полноценно отдыхать, заниматься спортом, творчеством и общаться с близкими.

Аналитика и цифры

В среднем школьник проводит за учёбой и домашними заданиями около 12 часов.

Рекомендация Минпросвещения — не более 3,5 часов выполнения домашних заданий.

При этом дороги до школы и обратно и короткий отдых занимают около 2 часов.

В результате у ребёнка остаётся очень мало времени для других активностей.

Данные исследования Комитета Госдумы по просвещению показывают, что разработанные в 2025 году рекомендации по расписанию уроков не являются обязательными и часто игнорируются, что усугубляет проблему.

Выводы

Чрезмерная учебная нагрузка российских школьников — серьёзная социальная проблема, требующая внимания и коррекции на всех уровнях системы образования. Баланс между учёбой и отдыхом, а также полноценное развитие ребёнка через спорт и общение — ключевые задачи для обеспечения здорового и гармоничного роста подрастающего поколения.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: