Progorod logo

А в Минпросвещения бы поспорили: правда ли, что нагрузка школьников больше, чем у работающего взрослого

11:30 16 сентябряВозрастное ограничение16+
Нейросеть

Вопрос учебной нагрузки на российских школьников стал предметом обширных обсуждений в 2025 году, что связано с введением новых нормативов и норм в системе образования.

Предыстория обсуждения

В августе 2025 года Министерство просвещения России утвердило и опубликовало новые нормативы учебной нагрузки на школьников с 1-го по 11-й класс. Изменения были направлены на регулирование количества учебных часов с целью снижения перегрузки учащихся и улучшения качества образования. Согласно приказу Минпросвещения № 704, в учебном году 2025/2026 максимальная нагрузка для младших классов составит от 20 до 26 часов в неделю, для среднего и старшего звена — от 30 до 35 часов.

Эти нововведения призваны установить чёткие рамки, которых должны придерживаться все школы страны, независимо от сменности и особенностей учебного процесса. Однако сразу после объявления норм появились мнения и комментарии представителей Совета при Президенте по правам человека, которые заявили, что с 5-го класса нагрузка уже превышает максимальную продолжительность рабочей недели взрослого человека — 40 часов.

Данное утверждение вызвало широкую дискуссию в обществе и СМИ, куда вмешалось и само Минпросвещения с последующим опровержением этих оценок.

Комментарий Минпросвещения

В Минпросвещения пояснили, что для 5–6 классов норматив не превышает 30 часов в неделю, а для 7–11 классов — 35 часов. При этом следует различать учебную нагрузку и внеурочную деятельность, которая по закону обязательно включается в образовательную программу и может составлять до 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность включает посещение музеев, участие в спортивных и творческих кружках, что, по мнению министерства, нельзя приравнивать к полноценной работе взрослого человека.

Ведомство подчеркнуло, что внеурочная деятельность способствует развитию ребёнка и не должна восприниматься как дополнительная нагрузка, создающая стресс.

Анализ ситуации

Появление нормативов и их движение в общественном дискурсе выявило несколько проблем:

Родители и общественность часто не учитывают разделение между формальной учебной нагрузкой и внеурочной деятельностью, что искажает восприятие общего времени, уделяемого школе.

Реальная нагрузка в некоторых школах может превышать нормативы из-за дополнительных заданий и секций, что приводит к субъективному ощущению «перегруза».

Введённые рамки 30-35 часов учебы в неделю существенно ниже стандарта в 40 часов для взрослых работников, что свидетельствует о заботе чиновников о здоровье и развитии детей.

Заключение

Обсуждение учебной нагрузки в России в 2025 году — результат попытки сбалансировать требования образовательных стандартов и реальные возможности школьников. Минпросвещения выступает за чёткое разделение учебного времени и внеурочной деятельности для снижения стресса и улучшения качества образования, а также призывает общественность к взвешенной оценке ситуации.

Изменения, вступившие в силу с сентября 2025 года, дают надежду на более гармоничное распределение учебного времени, что в долгосрочной перспективе положительно скажется на здоровье и развитии школьников.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: