Progorod logo

Исчезающие языки России: вот что хотят преподавать в школах, но почти не могут

13:00 16 сентябряВозрастное ограничение16+
Нейросеть

В современной России насчитывается 76 национальных языков, преподаваемых в школах страны, что отражает многонациональное и мультикультурное наследие государства. Однако около трети из этих языков находятся под угрозой исчезновения и не имеют межпоколенческой передачи — их носители практически не общаются на них в семейной и общественной жизни. Это вызывает серьёзную обеспокоенность языковых экспертов и образовательных специалистов.

Какие языки находятся под угрозой исчезновения?

Согласно исследованиям Института языкознания РАН и данным национальных лингвистических проектов, шесть из преподаваемых в российских школах языков классифицируются как «засыпающие». К ним относятся:

водский,

ижорский,

саамский,

энецкий,

ительменский,

тофаларский.

На этих языках ведут разговоры от 1 до 40 человек, то есть они ближе к исчезающим, чем к живым. Эти языки относятся к уральским, чукотско-камчатским и тюркским группам.

Особняком стоит сойотский язык, который официально считается исчезнувшим в 1970-х годах, но сейчас предпринимаются попытки его возрождения путем введения в школьные программы.

Проблемы сохранения национальных языков

Хотя обучение языкам народов России организовано в школах, существует ряд значительных трудностей:

Отсутствие межпоколенческой передачи. Дети приходят в школу, не зная родного языка, поскольку в семьях и регионах преобладает русский язык.

Дефицит учителей и лингвистов. Для многих языков нет разработанных единых программ и квалифицированных преподавателей.

Сниженный интерес у подрастающего поколения. В условиях урбанизации и доминирования русского языка снижается мотивация учить и использовать малые языки.

Ослабление позиций языков республик. Даже языки с большим числом носителей постепенно теряют статус, уступая место русскому.

Форматы изучения языков

Школьники могут изучать национальные языки по заявлению родителей, а также в рамках программ дополнительного образования и внеурочной деятельности. Однако отсутствие стандартизированных учебных материалов мешает равномерному и качественному обучению по всей стране.

Цифры и статистика

В России официально преподается 76 языков народов РФ.

Около 24 языков преподается в школах, но треть из них — «засыпающие», что составляет примерно 8 языков.

На языках с низким числом носителей общается от 1 до 40 человек.

По данным РАН, численность носителей многих языков резко сокращается, и дети всё чаще владеют только русским.

Значение и перспективы

Сохранение национальных языков — ключ к культурному многообразию и этнической идентичности народов России. Утрачивая язык, сообщества рискуют потерять опыт, традиции и уникальное восприятие мира. Поэтому важна работа по интеграции родных языков в образовательные процессы и укреплению их статуса.

Возрождение исчезнувших и угасающих языков, как сойотского, показывает возможность сохранения культурного достояния при поддержке государства и общественных институтов.

Заключение

Треть национальных языков, преподаваемых в российских школах, находится на грани исчезновения из-за отсутствия межпоколенческой передачи и снижения числа носителей. Для России, как многонационального государства, задача сохранения языкового многообразия становится особенно актуальной, требующей системного подхода, инвестиций в образование и вовлечения молодого поколения.

Опыт возрождения сойотского языка может служить примером того, как поддержка и инициативы способны вернуть к жизни забытые культурные элементы. Чтобы сохранить языковое наследие страны, необходимы совместные усилия государства, общества, учителей и семей.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: