Рособрнадзор бьет тревогу: от 15 до 30% школьной программы — темы для студентов вузов
В России возникла серьезная проблема с перегрузкой школьной программы сложными и объемными темами, которые значительно превышают возрастные возможности учеников. Об этом заявил Анзор Музаев, руководитель Рособрнадзора, в ходе круглого стола «Качество образования — основа достижения национальных целей» в Санкт-Петербурге.
По результатам анализа, проведенного экспертами вузов, выяснилось, что от 15 до 30 процентов тем в стандартной школьной программе сегодня представляют собой материал, который в советские времена изучали только студенты на втором курсе университета. Это означает, что школьники сталкиваются со сложным содержанием, не всегда соответствующим их уровню развития.
Музаев подчеркнул, что такая перегрузка создает дополнительные трудности для школ и увеличивает нагрузку на учителей, которые порой вынуждены пропускать или поверхностно проходить трудные темы, понимая их неподъемность для учеников. «Вот это безобразие, которое у нас образовалось, конечно, надо будет прекращать», — отметил он.
Проблема не только в количестве, но и в качестве учебного материала. Работа учителя осложняется большой бюрократической нагрузкой и необходимостью постоянно отчитываться, что отвлекает от главной задачи — дать детям качественное образование.
В последние годы система образования переживает реформы, однако, по словам Музаева, они сняли проблему объективной оценки знаний: в результате высокие оценки в школе не всегда отражают реальное понимание предмета. Зачастую несоответствие обнаруживается уже при поступлении в вуз.
В данный момент Рособрнадзор совместно с Министерством просвещения и экспертами ведущих университетов страны работают над пересмотром школьных стандартов. Цель — привести программы в соответствие с реальными образовательными потребностями детей, обеспечив плавный переход учащихся из школы в высшие учебные заведения.
Кроме того, с 1 сентября 2025 года введены новые нормы допустимой учебной нагрузки для младших классов: например, дети в первом классе теперь могут заниматься не более 20-21 часа в неделю, а ученики 2-4 классов — не дольше 23-26 часов. Это тоже шаг к снижению перегрузок и улучшению качества школьного образования.
Таким образом, проблема сложных и чрезмерных тем в школьной программе и большая нагрузка на учителей сейчас стоят на повестке дня федеральных органов. Решение этой задачи должно принести облегчение и повысить эффективность процесса обучения, что в итоге положительно скажется на уровне подготовки российских школьников.