Урбанизм в Сеуле
Архитектура довольно невзрачная, можно сказать, скучная (в Москве интереснее). Но что меня покорило в Сеуле – это организация дворовых и уличных пространств.
В Сеул мы прилетели на закате, и по городу ехали уже в темноте. Первое впечатление от светящихся окон многоэтажек: совсем как в Москве.
При свете дня оказалось, что застройка спальных районов Сеула действительно похожа на московские окраины. Архитектура довольно невзрачная, можно сказать, скучная (в Москве интереснее). Но что меня покорило в Сеуле – это организация дворовых и уличных пространств.
Комфорт городской среды – сложная и многогранная тема, которой занимается наука урбанистика. Даже не специалисту заметно, что города с течением времени сильно меняются. В 19 веке города были застроены довольно плотно и зачастую хаотично, люди перемещались по ним пешком или в экипажах, а точки притяжения находились недалеко друг от друга. В 20 веке городами завладели автомобили, и градостроители принялись расширять улицы и прокладывать широкие проспекты. Люди стали ежедневно преодолевать значительные расстояния между домом и местом работы или учебы.
В начале 21 века стало понятно, что чем более широкие автомобильные развязки мы строим, тем больше в городе автомобилей. Пробки не становятся меньше, жизнь в городе превращается в мучение. И тогда урбанисты занялись проблемой возвращения городам человеческого масштаба и приспособления их для пешеходных активностей.
Наглядный пример изменения городской среды вокруг бывших городских ворот Сеула:Я уже рассказывала о высококлассной организации городских пространств в Дубае. Сеул тоже представляет прекрасные образцы комфортных для человека решений. Расскажу о некоторых подробнее.
Надземный переход у железнодорожного вокзалаПомните пешеходные переходы над железнодорожными путями в российских городах? Обычно это чисто утилитарное сооружение со ржавыми ограждениями и полуразбитыми ступенями, переполненное людьми и недоступное для маломобильных. А в Сеуле придумали построить пешеходный мост, по которому хочется гулять. Функционально он соединяет два района, разделенные железнодорожными путями, но создатели превратили его в привлекательный объект городской инфраструктуры.
Перечислим основные элементы, благодаря которым удалось этого достичь:
Вход на мост пологий, доступный маломобильным людям (к этой группе относятся не только инвалиды-колясочники, но и пожилые, беременные, родители с детскими колясками). Ограждения моста выполнены из прочного стекла, позволяющего наблюдать окружающий городской пейзаж. При этом они достаточно высокие, чтобы защищать от шума и ветра, а также от случайного или намеренного падения на пути (проблема суицидов в Корее не на последнем месте). Ширина моста выбрана таким образом, чтобы обеспечить, помимо прохода пешеходов, размещение клумб с растениями. Растения расставлены группами на протяжении всего моста, длина которого около километра. Это цветы, кусты и небольшие деревья, которые к тому же снабжены этикетками с латинскими и корейскими названиями, и штрихкодом – для желающих получить более подробную информацию. В коллекции есть даже водяные растения. Получился своего рода мини-ботанический сад. Конечно, есть и скамейки для отдыха, и места для детских активностей.Фактически, удалось сформировать дополнительную пешеходную улицу, приятную и безопасную, изолирующую людей от транспортных потоков. Вместо ожидания сигнала светофора горожане любуются цветущими магнолиями.
Ручей Чхонгечхон протекает в центре Сеула и является местной достопримечательностью, объектом притяжения для туристов. Но так было не всегда.
С 14 века до 1910-х годов прачки стирали белье по его берегам, пока их дети играли поблизости. С начала 1900-х годов до окончания корейской войны здесь селились крестьяне, приезжавшие в Сеул в поисках заработка, и берега обрастали трущобами. К 1953 году ручей стал настолько грязным, что его заключили в бетонный коллектор, а еще спустя 20 лет поверх построили автомобильную магистраль.
Казалось бы, на этом корейцы должны были забыть про Чхонгечхон, как москвичи забыли про Неглинку. Но в Сеуле случилось иначе. После широкой общественной дискуссии правительство приняло решение восстановить ручей в качестве человеко-ориентированной, экологичной урбанистической зоны, что и было осуществлено к 2005 году.
Исток ручья символически обозначен перевернутой раковиной причудливой формы. Журчащими каскадами вода стекает к очищенному руслу. У воды приятно посидеть и прогуляться, на многие километры протянулись пешеходные дорожки. Тут создано особое, камерное пространство, отделенное от шума города, живущего своей жизнью наверху.
Такого рода урбанистические решения не являются чем-то уникальным для Сеула. Большинство городских пространств выполнены с учетом комфорта для человека. Причем не просто для следования по маршруту, но и для прогулок, отдыха и других добровольных, а не вынужденных активностей.
Безбарьерная среда, безопасность, качественное мощение, деление на пешеходную и велосипедную зоны, обильная и ухоженная растительность - самое обычное дело в планировке дворовых пространств.
Вдоль тротуаров и велодорожек высаживают цветущие деревья и кустарники, чтобы радовать жителей.
В местах, где автострады проложены слишком близко к жилью, возводят высокие шумоотражающие экраны, и все равно стараются найти место для зеленых изгородей.
Вдоль рек и ручьев, оказавшихся в городской черте, устраивают многокилометровые беговые и велосипедные дорожки, а по берегам высаживают вишни и форзиции, которые цветут одновременно.
Нерегулярное мощение, изогнутая форма зеленых островков, хаотично расставленные лавочки делают пространство более живым.
Трудно переоценить значение воды в формировании городской среды, будь то фонтаны, пруды или ручьи. Этот небольшой каскад восхищает безупречной чистотой и прозрачностью.
Благодаря внимательному отношению к формированию городской среды, Сеул производит впечатление чистого, уютного и комфортного города. Безусловно, мы рассмотрели не все городские районы, и не утверждаем, что Сеул на 100% таков, как на этих фотографиях. Нашей задачей было проанализировать решения, создающие у человека приятные ощущения и привлекающие его проводить время в этом пространстве.
Многие урбанисты выдвигают тезис о необходимости перехода от микрорайонов к квартальной застройке. Но в нашей стране уже построено такое количество микрорайонов, что избавиться от них в сколько-нибудь обозримой перспективе не представляется возможным. На примере Сеула мы убеждаемся, что пространство микрорайонов тоже можно сделать человеко-ориентированным и уютным.