Дубай – оазис посреди пустыни, созданный для богатых. Здесь собраны самые изысканные способы потратить деньги. Высочайший уровень сервиса, люксовые отели и высококлассный ритейл.
Но Дубай – еще и мощный транспортный хаб. У меня была длинная пересадка в Дубае, и я решила за восемнадцать часов посмотреть самые крутые локации.
Прежде всего меня интересовала Дубай Марина – ультрасовременный жилой район вокруг изящной, искусственно созданной лагуны; а затем - конечно же, Бурдж Халифа, самое высокое сооружение в мире.
Но сначала скажу пару слов о Дубайском аэропорте. Он состоит из трех пассажирских терминалов. Терминал 2 – старый, маленький и неудобный. Он принимает и отправляет рейсы лоукостера Fly Dubai. По другую сторону от взлетных полос расположены два современных больших терминала - 1 и 3. Из терминала 3 отправляются рейсы роскошной авиакомпании Emirates. Стыковочные рейсы обслуживает автобус, который пересекает взлетное поле за 30-40 минут.
Я добралась на автобусе до терминала Emirates, получила на паспортном контроле (впридачу к штампу в паспорте) бесплатную туристическую симку на 1 гб интернета, сдала ноутбук в камеру хранения и отправилась в город на метро.
Метро в основном идет над землей, так что это заодно и обзорная экскурсия по городу. А в вагоне можно насмотреться на людей со всего света: бледнокожую скандинавку в сарафане на бретельках, а рядом - темнокожего парня в шерстяной с начесом толстовке с капюшоном. Невольно задумаешься про диапазон ощущений погоды у людей, привыкших к совершенно разному климату.
От метро ведут длинные надземные переходы с движущимися тротуарами. Под ними – широченные многополосные шоссе. Все тщательно продумано; удивительным образом город приспособлен и для машин, и для людей.
Я пересекаю 12-полосное шоссе по комфортному кондиционируемому переходу и спускаюсь в город. Масштаб пространства сразу сжимается до человеческого. Несмотря на то, что район застроен небоскребами, в уровне земли пространства вполне уютные.
Сначала пересекаешь неширокую автомобильную дорогу, обслуживающую район – она охватывает Марину по периметру. Движение на ней спокойное, не вызывающее дискомфорта у пешехода.
Улица, огибающая Дубай Марину. Широкие тротуары, спокойное движение, места для гостевой парковки.
Затем между зданиями спускаешься к лагуне. Здесь уже только пешеходная зона со множеством разнообразных локаций и активностей.
В архитектуре Дубая сразу обращает на себя внимание единая колористическая гамма. Весь город построен, по сути, в двух цветах: песочном (стены) и серо-голубом (остекление). Песок и море, пустыня и вода. Даже такси и элементы автодорог выкрашены в песочный цвет, а роскошная авиакомпания Emirates основала на нем свой фирменный стиль.
Преобладающий колорит архитектуры Дубая - песок и лазурь.
Этот базовый фон небольшими вкраплениями оживляют зеленая растительность и цветы. Все вместе создает изысканную и стильную картину, продуманную на этапе планирования городского облика.
Обилие разнообразной растительности - одно из основных достоинств Дубая.
Рассмотрим подробнее, как же удается создать человеческий масштаб среди небоскребов? В общем случае высотные здания вызывают у человека чувство дискомфорта: «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой». Но есть нюансы.
В Дубай Марина первые два-три этажа застройки выполнены в форме постепенно расширяющихся уступов. Именно они, а не громады небоскребов, формируют пространство, с которым взаимодействует пешеход. Первые этажи функционально заняты ресторанами и магазинами, а пространственно отсылают к комфортной малоэтажной частной застройке, которая не давит на психику. Столики ресторанов расползаются по открытым верандам среди зелени, стирая грань между горизонталью променада и вертикалью многоэтажек.
Пятиэтажный стилобат за счет разнообразия архитектурных элементов создает ощущение от силы трехэтажного. На лагуну выходят апартаменты, сзади к ним примыкает паркинг.
В этом стилобате шесть этажей: два этажа ритейла, отделанные в нейтральной серой гамме; а над ними четырехэтажные апартаменты, выполненные в стиле частной виллы с нерегулярными окнами и перголами на террасах.
Первый этаж стилобата - ритейл; сверху двух-трехэтажные виллы оригинальной архитектуры; выше - многоэтажные апартаменты.
На стыке между общественными пространствами и громадами небоскребов (в уровне 3-4, иногда 5 этажа) кое-где можно встретить жилые блоки в масштабе вилл или коттеджей, создающие человеческий масштаб в зоне обзора с променада. Архитекторы дробят здания не только горизонтально (постепенно расширяющиеся уступы стилобатов, стирающие границы здания), но и вертикально – на элементы, соразмерные человеку. Применяют архитектурные формы, характерные для частной застройки: отдельные окна, балконы, навесы - в противовес многократно повторяемым элементам верхних этажей.
Решение второго и третьего этажей стилобата в стиле частной малоэтажной застройки
Решение стилобата в форме небольших, преимущественно горизонтальных элементов, в которых чередуются каменные поверхности с террасами и сплошным остеклением.
Фактически стилобаты формируют вдоль променада отдельный масштаб города, с комфортной для человека малоэтажной застройкой.
Собственно променад имеет ряд особенностей, типичных для Дубая:
- он очень широкий, не менее 10 метров в самых узких местах
- имеет красивую извилистую форму (следуя намеренно созданным изгибам лагуны)
- разделен на велосипедную и пешеходную зоны
- вдоль воды установлен изящный, не закрывающий обзор, но прочный и надежный парапет с широким поручнем, на который приятно облокотиться
- вдоль всего променада установлено множество удобных лавочек для отдыха
- вдоль всего променада много растительности – зелени, пальм, цветов
- вдоль променада расположены разнообразные зоны активности: рестораны, магазины, амфитеатры, причалы для яхт и т.д.
- в любом месте променада есть, на что посмотреть: яхты, «бороздящие просторы» лагуны, фонтаны, цветники, и главное – высококлассная архитектура окружающих зданий, одновременно непохожих друг на друга и выдержанных в едином стиле.
В итоге променад не только предоставляет доступ к кафе, ресторанам, магазинам и причалам для яхт, но и сам по себе служит местом прогулок, пробежек, катания на велосипедах и самокатах и просто отдыха.
Амфитеатр на одном из изгибов променада.
Слева - зона для СИМ (самокатов, велосипедов, гироскутеров), справа - для пешеходов.
Длина полного круга променада - несколько километров.
Выход с променада на причал.
Доступ с променада к торговому центру. Фонтаны, каскады и зонтики ресторанов формируют привлекательное пространство. Этажи ТЦ решены в виде трех слегка различающихся ступеней, создавая переход от высоток к человеческому масштабу.
Здесь совершенно не слышно шума машин, потому что скоростное шоссе, ограниченное шумоотражающими экранами, отделено еще и двумя рядами застройки.
Архитекторам, планировщикам и урбанистам есть чему поучиться в Дубай Марина. Такие высококлассные образцы застройки и организации пространства вдохновляют создавать что-нибудь не менее классное.
Решение эксплуатируемой кровли стилобата.
От Дубай Марина я вышла к пляжу, чтобы посмотреть, как организовано пространство у моря. Городской пляж не порадовал: он довольно узкий и чрезмерно многолюдный. А вот пляжи, принадлежащие отелям и резиденциям, оформлены со всем комфортом: тут и зонтики, и лежаки, и вип-террасы, и рестораны. У отеля, расположенного по центру бухты, волны подмыли берег его пришлось укреплять мешками с песком. Но все остальные, менее подверженные прибою, располагают широким пространством между зоной лежаков и кромкой воды.
Частный пляж в районе Дубай Марина.
Еще одна частная территория, блокирующая выход в город.
Гулять вдоль пляжа всегда приятно интересно, но тут я неожиданно угодила в ловушку: выйти обратно в город оказалось совершенно невозможно. Вся береговая линия отрезана частными территориями отелей, от которых отгоняют темнокожие охранники. На мои вопросы, где тут можно выйти в город, они посылали меня достаточно далеко. Пришлось возвращаться на полтора километра обратно до городского пляжа и оттуда идти к ближайшему метро.
Чтобы восстановить силы и эмоциональный баланс, я доехала до станции «Дурдж Халифа», и сразу же направилась искать фудкорт в Дубай Молл. По карте от метро до Дубай Молла было совсем рядом, но реально там довольно ощутимое расстояние. К счастью, путь скрашивают движущиеся тротуары. Этот надземный переход, кажется, тянется на несколько километров; он прохладный и комфортный благодаря кондиционированию.
Дубай Молл
Собственно Дубай Молл – конечно, громадный ТЦ, но москвичей таким уже не удивишь. Можно упомянуть Кидзанию, которая в Дубае открылась на 6 лет раньше Москвы. Присутствуют некоторые локальные элементы в арабском стиле. На шопинг меня не хватило, зато фудкорт порадовал, мимо японского ресторанчика не смогла пройти.
В Дубай Молл находится всемирно знаменитый водопад-скульптура «Ныряльщики за жемчугом». Он разработан в 2009 году сингапурской компанией DPA Architects и посвящен некогда главному ремеслу страны – добыче жемчуга.
Скульптура "Ныряльщики за жемчугом"
Но сейчас главная жемчужина Дубая находится сразу за дверьми Дубай Молл.
Бурдж Халифа завораживает.
На фотографиях она выглядит банально и даже скучно. Но в реальности просто дух захватывает. Когда вы подлетаете к Дубаю, вы видите ее верхушку над облаками. А стоя под ней, вы просто немеете и не можете отвести взгляд. Невольно вспоминаются вавилоняне, решившие простроить башню до небес. Древние строители ставили себе целью превзойти Бога, за что поплатились смешением языков. В Дубае тоже можно услышать языки со всего мира. Что же до башни, то она вызывает удивление и восхищение.
Башня Бурдж-Халифа, самое высокое сооружение в мире.
Самое удивительное, что тут, как и в Дубай Марина, в уровне земли создано пространство, соразмерное человеку. Вы можете, задрав голову, глядеть на Бурдж Халифу, как на некий аттракцион. Но вокруг вас – все тот же уютный променад (безопасное и просторное пространство без машин). Перголы (защита от солнца, вечерний иллюзион-подсветка, человеческий масштаб). Фонтаны, бассейны, мостики, каскады. Зелень, цветы, замысловатые ультрасовременные скульптуры. Изогнутые дорожки, лавочки, зеленые склоны с плотным травяным покровом – для сидения, лежания и любых форм релакса.
Высота Бурдж Халифа - 828 метров, в ней 163 этажа.
Мне не хотелось покидать город, но пришлось отправиться в отель, чтобы успеть несколько часов поспать перед следующим длительным перелетом. Отель был выбран в пяти сотнях метров от аэропорта, и разумеется, у меня не было желания переплачивать за такси. А метро уже закрылось. Вещей у меня не было, так что, отдохнув с 19:00 до 0:30, я пошла пешком из отеля Ibis в терминал №3. Часть пути имела тротуары, но в целом такой маршрут не востребован и не продуман, так что кое-где пришлось топать прямо по траве, и даже (о ужас!) переходить однополосный съезд в неположенном месте. Но довольно быстро я достигла приаэропортовой парковки, откуда по удобному надземному переходу попала в терминал 1, а потом, при некоторой смекалке, смогла выйти к терминалу 3. Маршрут даже в час ночи выглядел вполне безопасно и был легко преодолим пешком с небольшим рюкзачком.
Так закончилось мое беглое знакомство с Дубаем. Я могла бы еще порассказать о людях в метро в часпик и о том, как многолюдно бывает возле кафе на закате в священный месяц Рамадан, но ограничусь этими архитектурными заметками.