В 10-й класс теперь не переведут: старшеклассников и их родителей смутили новыми правилами сдачи ОГЭ
С 2025 года в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области для девятиклассников вводится эксперимент, который существенно упрощает поступление в колледжи.
Теперь для получения аттестата об основном общем образовании достаточно сдать только два обязательных ОГЭ - по русскому языку и математике. Ранее выпускникам требовалось сдавать четыре экзамена (два обязательных и два по выбору).
Что меняется?
Для поступления в колледжи достаточно результатов ОГЭ по русскому языку и математике. Это позволит упростить и ускорить процесс поступления в средние профессиональные учебные заведения (СПО).
Колледжи могут вводить дополнительные испытания для отдельных специальностей, например, для будущих поваров или медсестёр.
Автоматический перевод в колледж: ученики, не набравшие минимальные баллы для перехода в 10-й класс, получат приоритет при зачислении на бюджетные места в колледжи. Это вызывает опасения у родителей, что детей могут направлять в колледж без их желания.
Региональные особенности: местные власти устанавливают минимальные баллы для перехода в 10-й класс и перечень вступительных испытаний в колледжи, что может привести к разнице в требованиях и условиях для учащихся из разных регионов.
Как это будет работать в Москве и Санкт-Петербурге?
В Москве на 2025 год выделено около 37 тысяч бюджетных мест в колледжах для выпускников 9-х классов - на 10 тысяч больше, чем в прошлом году.
Все московские девятиклассники, успешно сдавшие два обязательных ОГЭ, гарантированно получат место в государственном колледже, но не обязательно на выбранную специальность.
Заявления можно подавать на пять образовательных программ одновременно через портал mos.ru.
В Санкт-Петербурге также гарантируют бюджетные места выпускникам 9-х классов, при нехватке мест - предлагают специальности из списка приоритетных для города.
Спорные моменты и риски
1. Неравенство условий: поступающие в колледжи сдают в два раза меньше экзаменов, чем те, кто остаётся в школе, что может привести к снижению общего уровня подготовки.
2. Риск для детей-инвалидов: возможен принудительный перевод в колледж при неудаче на экзаменах.
3. Качество образования: отсутствие обязательных экзаменов по профильным предметам (например, физике для будущих электриков) может снизить уровень подготовки специалистов.
4. Опасения родителей: что дети могут быть вынуждены покинуть школу без должной готовности к профессиональному обучению.
Рекомендации для родителей и учеников
Внимательно следить за результатами ОГЭ по обязательным предметам. Заранее определиться с образовательной траекторией - продолжать обучение в школе или поступать в колледж. Изучать требования к дополнительным испытаниям для выбранных специальностей. Использовать возможности повторной сдачи экзаменов, если результаты неудовлетворительны.Итог
Эксперимент направлен на упрощение доступа к среднему профессиональному образованию и адаптацию системы к потребностям рынка труда. Однако он требует тщательного мониторинга, чтобы избежать снижения качества образования и неравенства между регионами и учащимися. Родителям и ученикам в пилотных регионах важно внимательно изучить новые правила и планировать образовательный путь осознанно, чтобы сделать правильный выбор между школой и колледжем.