Progorod logo

Российские учителя выступают против ВПР: родители школьников согласятся

15:30 22 маяВозрастное ограничение16+
Нейросеть

С 11 апреля по 16 мая 2025 года в российских школах прошли всероссийские проверочные работы — ВПР.

Эти тесты традиционно проводятся для учеников 4-8 и 10 классов и призваны оценить уровень знаний школьников по основным предметам. Но насколько ВПР действительно полезны? Показывают ли они реальные знания детей? Эксперты «Актион Образование» опросили учителей и получили неожиданные результаты.

Большинство учителей против ВПР

Оказалось, что около 75% педагогов считают, что ВПР нужно отменить. Причём подавляющее большинство выступают за полное исключение проверочных работ — по всем предметам и для всех классов, где они проводятся.

Почему учителя выступают против? 1. ВПР вызывают стресс у детей

63% опрошенных отметили, что подготовка и проведение ВПР создают значительный стресс для учеников. Особенно это касается младших классов, где дети ещё не привыкли к подобным формам контроля.

2. Дополнительная нагрузка на учителей

60% педагогов пожаловались, что ВПР — это лишняя нагрузка и для них самих. Подготовка, проверка и анализ результатов требуют много времени и сил, которые можно было бы направить на более творческую работу с детьми.

3. Результаты ВПР не влияют на итоговые оценки

40,5% учителей считают, что школьники не воспринимают ВПР всерьёз, ведь их результаты изначально не должны влиять на оценки. На практике же часто ВПР приравнивают к обычным контрольным, что вызывает дополнительное напряжение.

Что такое ВПР на самом деле?

Всероссийские проверочные работы — это инструмент для объективного среза знаний учеников. Их главная задача — выявить пробелы в обучении, чтобы учителя могли скорректировать программу и уделить внимание проблемным темам.

При этом школы имеют право не выставлять оценки за ВПР, а использовать их исключительно для анализа.

Как сделать ВПР менее стрессовыми и более полезными?

Анна Ивлева, ведущий эксперт «Актион Образование», предлагает:

Приравнять ВПР к итоговым контрольным работам, чтобы они заменяли промежуточную аттестацию и не создавали дополнительной нагрузки.

Освободить учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от участия в ВПР.

Избегать запугивания и угроз в адрес школьников, например, заявлений о возможном отчислении за «провал» ВПР — это непедагогично и контрпродуктивно.

Почему вокруг ВПР столько шума?

Хотя по сути ВПР — это просто масштабные контрольные работы, вокруг них часто создаётся ажиотаж. Часто сами педагоги усиливают давление на детей, что приводит к росту тревожности и снижению мотивации.

Итог

ВПР — полезный инструмент для диагностики знаний, но в нынешнем формате они вызывают стресс и дополнительную нагрузку, не всегда оправданную. Мнения учителей показывают, что система требует реформирования: сделать ВПР частью обычной аттестации, снизить давление на детей и педагогов, а также учитывать особенности каждого ученика.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: