Российские учителя выступают против ВПР: родители школьников согласятся
- 15:30 22 мая
- Дарья Николаева

С 11 апреля по 16 мая 2025 года в российских школах прошли всероссийские проверочные работы — ВПР.
Эти тесты традиционно проводятся для учеников 4-8 и 10 классов и призваны оценить уровень знаний школьников по основным предметам. Но насколько ВПР действительно полезны? Показывают ли они реальные знания детей? Эксперты «Актион Образование» опросили учителей и получили неожиданные результаты.
Большинство учителей против ВПР
Оказалось, что около 75% педагогов считают, что ВПР нужно отменить. Причём подавляющее большинство выступают за полное исключение проверочных работ — по всем предметам и для всех классов, где они проводятся.
Почему учителя выступают против?
1. ВПР вызывают стресс у детей
63% опрошенных отметили, что подготовка и проведение ВПР создают значительный стресс для учеников. Особенно это касается младших классов, где дети ещё не привыкли к подобным формам контроля.
2. Дополнительная нагрузка на учителей
60% педагогов пожаловались, что ВПР — это лишняя нагрузка и для них самих. Подготовка, проверка и анализ результатов требуют много времени и сил, которые можно было бы направить на более творческую работу с детьми.
3. Результаты ВПР не влияют на итоговые оценки
40,5% учителей считают, что школьники не воспринимают ВПР всерьёз, ведь их результаты изначально не должны влиять на оценки. На практике же часто ВПР приравнивают к обычным контрольным, что вызывает дополнительное напряжение.
Что такое ВПР на самом деле?
Всероссийские проверочные работы — это инструмент для объективного среза знаний учеников. Их главная задача — выявить пробелы в обучении, чтобы учителя могли скорректировать программу и уделить внимание проблемным темам.
При этом школы имеют право не выставлять оценки за ВПР, а использовать их исключительно для анализа.
Как сделать ВПР менее стрессовыми и более полезными?
Анна Ивлева, ведущий эксперт «Актион Образование», предлагает:
-
Приравнять ВПР к итоговым контрольным работам, чтобы они заменяли промежуточную аттестацию и не создавали дополнительной нагрузки.
-
Освободить учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от участия в ВПР.
-
Избегать запугивания и угроз в адрес школьников, например, заявлений о возможном отчислении за «провал» ВПР — это непедагогично и контрпродуктивно.
Почему вокруг ВПР столько шума?
Хотя по сути ВПР — это просто масштабные контрольные работы, вокруг них часто создаётся ажиотаж. Часто сами педагоги усиливают давление на детей, что приводит к росту тревожности и снижению мотивации.
Итог
ВПР — полезный инструмент для диагностики знаний, но в нынешнем формате они вызывают стресс и дополнительную нагрузку, не всегда оправданную. Мнения учителей показывают, что система требует реформирования: сделать ВПР частью обычной аттестации, снизить давление на детей и педагогов, а также учитывать особенности каждого ученика.