Воспитание не поможет: какие особенности характера ребенку не привить никогда
Воспитание играет огромную роль в формировании характера и поведения ребёнка, однако не все черты можно воспитать или изменить.
Вот что говорят современные исследования и психологи:
Черты, которые нельзя воспитать или кардинально изменить1. Темперамент
Темперамент — это врождённая основа психики, определяющая скорость реакций, эмоциональность, уровень активности, импульсивность и т.д. Он закладывается генетически и практически не поддаётся воспитанию. Например, холерик не станет флегматиком, сколько бы усилий ни прилагали родители.
2. Особенности нервной системы
Такие качества, как быстрая утомляемость, сверхчувствительность к раздражителям, склонность к тревожности или, наоборот, к риску, во многом обусловлены биологией и наследственностью. Их можно скорректировать, но полностью изменить — невозможно.
3. Некоторые склонности и таланты
Генетически обусловленные предрасположенности к математике, музыке, спорту или, наоборот, их отсутствие, невозможно «привить» воспитанием, если у ребёнка нет врождённой базы. Можно развить интерес, но не создать талант с нуля.
4. Спектр аутистических черт, СДВГ и другие нейроразличия
Это особенности развития, которые нельзя «воспитать» или «перевоспитать» — они биологически обусловлены и требуют поддержки, а не коррекции поведения.
1. Эмпатия
Способность к сопереживанию частично врождённая, но её можно развивать в благоприятной среде. Однако если ребёнок изначально малоэмоционален, сделать его очень эмпатичным невозможно.
2. Склонность к лидерству или подчинению
Лидерские качества часто проявляются с раннего возраста и зависят от темперамента. Воспитание может усилить или сгладить их проявления, но полностью изменить — сложно.
3. Уровень тревожности, застенчивости
Можно научить ребёнка справляться с тревогой или стеснительностью, но полностью изменить базовый уровень этих черт невозможно.
Большинство черт характера (ответственность, трудолюбие, честность, целеустремлённость, умение идти на компромисс, привычка помогать другим и др.) формируются в процессе воспитания и поддаются коррекции. Однако даже здесь есть ограничения, связанные с врождёнными особенностями психики.