Воспитание не поможет: какие особенности характера ребенку не привить никогда
- 21:00 20 июня
- Дарья Николаева

Воспитание играет огромную роль в формировании характера и поведения ребёнка, однако не все черты можно воспитать или изменить.
Вот что говорят современные исследования и психологи:
Черты, которые нельзя воспитать или кардинально изменить
1. Темперамент
Темперамент — это врождённая основа психики, определяющая скорость реакций, эмоциональность, уровень активности, импульсивность и т.д. Он закладывается генетически и практически не поддаётся воспитанию. Например, холерик не станет флегматиком, сколько бы усилий ни прилагали родители.
2. Особенности нервной системы
Такие качества, как быстрая утомляемость, сверхчувствительность к раздражителям, склонность к тревожности или, наоборот, к риску, во многом обусловлены биологией и наследственностью. Их можно скорректировать, но полностью изменить — невозможно.
3. Некоторые склонности и таланты
Генетически обусловленные предрасположенности к математике, музыке, спорту или, наоборот, их отсутствие, невозможно «привить» воспитанием, если у ребёнка нет врождённой базы. Можно развить интерес, но не создать талант с нуля.
4. Спектр аутистических черт, СДВГ и другие нейроразличия
Это особенности развития, которые нельзя «воспитать» или «перевоспитать» — они биологически обусловлены и требуют поддержки, а не коррекции поведения.
Черты, которые трудно, но можно скорректировать
1. Эмпатия
Способность к сопереживанию частично врождённая, но её можно развивать в благоприятной среде. Однако если ребёнок изначально малоэмоционален, сделать его очень эмпатичным невозможно.
2. Склонность к лидерству или подчинению
Лидерские качества часто проявляются с раннего возраста и зависят от темперамента. Воспитание может усилить или сгладить их проявления, но полностью изменить — сложно.
3. Уровень тревожности, застенчивости
Можно научить ребёнка справляться с тревогой или стеснительностью, но полностью изменить базовый уровень этих черт невозможно.
Черты, которые полностью зависят от воспитания
Большинство черт характера (ответственность, трудолюбие, честность, целеустремлённость, умение идти на компромисс, привычка помогать другим и др.) формируются в процессе воспитания и поддаются коррекции. Однако даже здесь есть ограничения, связанные с врождёнными особенностями психики.