Впервые за шесть лет: в России выросло число детей, не посещающих школу — кто они и почему это тревожит экспертов
В России зафиксирован тревожный поворот: впервые за шесть лет увеличилось количество детей, которые не ходят в школу.
По данным Минпросвещения, на 1 мая 2025 года вне образовательных организаций остаются около 6,65 тысяч несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет — это примерно на 10% больше, чем год назад.
Кто эти дети и где они живут?Преобладают мальчики — более 4 тысяч из общего числа не посещающих школу.
Сельские жители — около 1,9 тысячи таких детей проживают в сёлах и деревнях.
Эксперты отмечают, что в статистике могут быть не учтены дети мигрантов: по данным МВД, в России проживает более 638 тысяч несовершеннолетних детей мигрантов, из которых примерно половина не учится.
Почему это важно?Дети, выпадающие из системы образования, попадают в группу риска:
Они чаще становятся частью неграмотного населения.
Их социальные и карьерные перспективы резко снижаются.
Возникает угроза роста социального неравенства и маргинализации целых групп.
Рост — случайность или новая тенденция?Эксперты пока не считают этот рост устойчивым трендом.
«Колебания происходят все это время. В 2019 году таких детей было на целых 2 тысячи больше, чем в 2025. Показатель как будто бы снижался, сейчас он как будто бы подрос. Но последние колебания очень небольшие… Мы видим, что, скорее, с 2019 года количество таких детей уменьшилось», — поясняет доцент Европейского университета и НИУ ВШЭ Ксения Тенишева.
Однако даже кратковременный рост вызывает беспокойство:
Причины неясны: возможно, это последствия миграции, социально-экономических трудностей, пробелов в учёте или роста числа семей, выбирающих альтернативные формы образования.
Данные могут быть неточными: часть детей не учтена из-за несовершенства переписи и миграционных процессов.
Мировой контекстПроблема отсутствия детей в школе — не только российская. По последним данным ЮНЕСКО, в мире число детей и подростков, не посещающих школу, достигло 272 миллионов — на 21 миллион больше, чем годом ранее.
Что делать?Эксперты настаивают:
Необходим анализ причин выпадения детей из образовательной системы.
Требуются новые меры по возвращению несовершеннолетних в школы и учёту детей мигрантов.
Важно совершенствовать статистику и контроль, чтобы не терять из виду уязвимые группы.
Рост числа детей вне школы — тревожный сигнал для общества и государства. За сухими цифрами стоят судьбы тысяч мальчиков и девочек, для которых образование — единственный шанс на достойное будущее.