День четвертый. Вытегра – Пудож
Утром оказалось, что у джипа порвался трос гидроусилителя, и пришлось потратить около часа на ремонт. Дети провели это время с большим интересом, осваивая прекрасную новенькую детскую площадку в живописном парке на берегу речки. Оказалось, что в Вытегре буквально накануне состоялся День города, и площадка, по-видимому, стала подарком от одной из фирм Санкт-Петербурга. Речка Вытегра выглядит очень мило, окаймленная по берегам деревянными сарайчиками-гаражами для лодок. Прямо над берегом в расположен музей водных путей Севера. Попасть в него не удалось, т.к. он внезапно закрылся около 11 часов утра.
Приведя в порядок машину и заправившись, мы отправились дальше на север. Дорога от Вытегры до Пудожа в основном асфальтированная, хотя местами приходилось ехать по грунтовке. Зато именно в этих местах обнаружились основные достопримечательности.
Весьма необычное зрелище представляет одноколейная железная дорога, проложенная по деревянному мосту через речку Самину.
У въезда в село Андомский Погост из гущи кладбищенских елей и сосен выглядывает стройная деревянная Воскресенская церковь (1902-1904 г). Недавно отреставрированная, церковь выглядит чуть ли не новоделом. Впрочем, по пропорциям и нарядности она очень хороша.
А еще через несколько километров однообразие милых серых изб было прервано величественным ансамблем Саминского Погоста. Две деревянных церкви – шатровая Ильи Пророка (1692-1707) и пятиглавая Тихвинская – расположились у самой дороги на берегу речки. Пятиглавый храм, точнее то, что от него осталось после обрушения центрального и двух южных куполов, является довольно необычным, воспроизводя в дереве формы каменной архитектуры. К сожалению, по достоинству оценить его трудно ввиду серьезности разрушений. Унылую картину запустения дополняют расположившиеся в траве пегие коровы.
Шатровый храм находится значительно в лучшем состоянии: главка его уже покрыта новым лемехом, идут работы по реставрации шатра.
Вскоре после Саминского Погоста мы снова оказались на асфальте. До Пудожа ехали без остановок, хотя и заметили поворот к Муромскому монастырю, одному из самых труднодоступных мест в России. Пробовать дорогу на проходимость не стали.
Этот день был днем рождения одного из членов команды, поэтому решено было поселиться в Пудоже и снова устроить пикник. Отъехав от города в направлении Онежского озера, мы выбрали местечко на берегу тихой речки Водлы, где и провели остаток дня. А на закате решили доехать до поселка Шальский, стоящего у впадения Водлы в Онего. Здесь находится деревоперерабатывающий комбинат, поэтому все в округе, от мостов до дорожных знаков, делается из дерева.
Вернувшись в гостиницу, мы были жестоко разочарованы ее удобствами, или, точнее, неудобствами. Душа не было, туалет располагался в конце коридора, и являл собой весьма комичное зрелище: посередине комнаты размерами 3х3 метра стоял загаженный унитаз.
Это в значительной мере повлияло на наше решение не задерживаться тут более чем на одну ночь, а предпринять еще одну, уже третью попытку доехать до Каргополя.
День пятый. Каргополь. Попытка № 3
От Пудожа в направлении Каргополя ведет прекрасная новенькая, финского качества дорога. Первые 90 км до границы Архангельской области мы пролетели на одном дыхании.
Но все это великолепие резко обрывалось на границе Архангельской области. Дальше шел грейдер, впрочем, вполне приличного качества. Магическая третья попытка близилась к успешному завершению, когда в 40 км от Каргополя легковушка внезапно заглохла и заводиться больше не пожелала.
Отбиваясь от кровожадных слепней, мужчины снова полезли в капот. Оказалось, что порвался ремень ГРМ и, как выяснилось позже, полетела помпа. Не оставалось ничего другого, как снова подцепить машину на трос и уповать на наличие в Каргополе технической станции.
Несколько километров буксировки, и монотонное движение было вновь прервано внезапно открывшейся красотой. Завороженные величественным видом Лядинского погоста, мы остановились и долго бродили вокруг, любуясь и фотографируя. Нам посчастливилось даже войти внутрь двух храмов: шатрового Покровско-Власьевского (1743 г.) и двенадцатиглавого Богоявленского (1793 г.), находящегося в аварийном состоянии и укрепленного изнутри подпорными столбами. Своего священника в Лядинах (ныне Гавриловская) нет, но в Покровско-Власьевской церкви проводятся нерегулярные богослужения приезжающим батюшкой. Интерьер Покровско-Власьевской церкви сохранился хорошо, особенно поражает великолепное, богато расписанное «небо» - сегментный потолок, характерный для деревянных шатровых храмов.
Вдохновленные и отдохнувшие, мы беспрепятственно преодолели остаток пути до заветного города Каргополя. На въезде в город нам встретились гаишники, охотно объяснившие дорогу до техстанции. К счастью, нужные детали удалось купить, а ремонт занял около полутора часов. Обе машины снова были на ходу.
Гостиница «Каргополочка» предоставила просторные светлые номера с горячей водой: о таком комфорте после всего пережитого можно было только мечтать! На закате мы еще успели осмотреть центр города с главными архитектурными ансамблями.
Продолжение »»