Нас окружает большое количество предметов, которым мы находим место после использования лишь в мусорной корзине. А для детей те же предметы - источник для вдохновения и творчества. Вот почему, прежде чем что–либо выбросить, если вещь безопасна, спросите у детей: «Вам это нужно?»

Флаконы из-под духов и шампуней, коробочки из-под зубной пасты и кукурузных хлопьев, баночки из-под крема и стаканчики от йогурта, упаковочная бумага, ярлычки от одежды, рекламные проспекты - все эти предметы вызывают восторг у детей. Это можно объяснить тем, что настоящие игрушки всегда под рукой, они приедаются и какими бы замечательными не были, их ресурс использования со временем исчерпывается. А тут каждый раз что ни будь новенькое! То выпустят флакон детского шампуня в виде снеговика, то конверт с прозрачным окошечком, то упаковочный сундучок с пластиковым замочком.

Не забывайте, у ребёнка свои представления о ценности предмета. Помню, как мой шестилетний сын плакал навзрыд, потеряв самодельную бумажную пульку, и в тот же вечер без сожаления оставил на дороге новый кожаный мяч.

Если мы покупаем игрушку, то объясняем, как можно в неё играть. Из кубиков строим башню и дорогу, куклу одеваем, кормим, укладываем спать, из пазлов складываем картинки. Если малыш надумает пазлы бросить в тазик с водой, а на щеках куклы нарисовать звёздочки, мы не разрешим сделать это. Нам жалко игрушки, они стоят денег. А тут под рукой у ребёнка оказывается бесплатный материал, он может с ним «вытворять», что захочет. У малыша разыгрывается фантазия. И трудно предположить, во что она выльется. Для наглядного примера, возьмём картонную коробку от пылесоса и посмотрим, что можно из неё соорудить.

1. Пока коробка цела, если надеть её на спину, получится панцирь черепахи.

2. Ёмкость для метания шаров и мелких игрушек.

3. Музыкальный инструмент в качестве барабана, если в неё резко вонзать заточенный карандаш, выходит звук – хлопок, который завораживает звучанием.

4. На коробке можно сначала порисовать карандашами и фломастерами, потом разрисовать краской.

5. Если вырезать окошки, сделать двери и соорудить башенки, то получится замок для игрушек.

6. При помощи степлера, ножниц и детской фантазии из той же коробки можно соорудить доспехи рыцаря. Вырезать из листа картона корону, раскрасить её и украсить аппликацией из глянцевых проспектов. Размер короны подогнать по головке малыша и соединить при помощи степлера. Из другого листа сделать щит и меч. Доспехи юного воина готовы. Из остатков коробки можно вырезать маски и мишени для метания копья.

7. Когда коробка уже неинтересна в вышеперечисленных ипостасях, её можно порезать на полоски, соединить их при помощи верёвки, получится змея, если другой конец верёвки обвить вокруг пояса, то выйдет хвост дракона, который при беге извивается и шумно бьёт по стенам и дверным проёмам.

8. Из гофрированной упаковочной бумаги выходят замечательные объёмные аппликации. Сначала нужно карандашом нанести рисунок на лист цветной бумаги или картона, а потом вдоль линий наклеить полоски гофрированной бумаги.

9. Приятно просто так порвать картон на кусочки. Это обожают делать малыши. Дети постарше вырезают из упаковки кроватки, стульчики, склеивают шкафчики для кукол.

Когда и это надоест, тогда можно выбросить то, что осталось от коробки. Обыкновенный упаковочный короб стал прекрасным дидактическим материалом!

Коробки от обуви тоже интересны. Во–первых, в них можно хранить игрушки. Во–вторых, из картонной коробки можно соорудить машинку или тележку. Для этого нужно по бокам проделать четыре отверстия, вставить насквозь палочки и прикрепить колёса.

Пластмассовые ёмкости хороши для ванны. Малыш может изучать свойства воды. При помощи флаконов и стаканчиков разнообразной формы и объема, он может отслеживать, как вода принимает форму той ёмкости, в которую налита. Соединив несколько флаконов, можно увидеть, как вода размещается в сообщающихся сосудах. Наделав в емкостях дырочки, интересно наблюдать, как водичка разбрызгивается тонкими струйками. Когда ребёнку и это надоест, можно эту пластиковую упаковку отправить в песочницу. Пусть теперь кроха изучает свойства песка.

Пластиковые бутылки, наверное, самый благодатный материал для творчества. Невозможно перечислить все то, что из них можно соорудить: новогоднюю елку, рукомойник, ковшик, кормушку для птиц, душевую кабинку для кукол…

Пенопласт, которым обкладывают бытовую технику при перевозке, можно использовать для изготовления бус и цветов. Кусок пенопласта разбирают на шарики, нанизывают на нитку и раскрашивают. Если веточку окунуть в клей ПВА, а потом приложить к шарикам пенопласта, шарики приклеятся. После высыхания их окрашивают в желтый цвет. Вот и подарок для мамы - веточка мимозы.

Клеем ПВА наносят рисунок по цветному картону, затем посыпают лист шариками пенопласта. Там, где клей, шарики приклеиваются. Картина готова. Для большего эффекта пенопласт можно покрыть гуашью.

Из пенопласта можно выточить лодочку и выпустить в плавание по «водным просторам».

Что можно сотворить со старой зубной щёткой? Подставив под струю воды, полюбоваться брызгами; при помощи неё хорошо разбрызгивать краску на лист бумаги. Щетку можно использовать в качестве кисточки, для этого на нее поочерёдно наносят краску разных цветов и, приложив к листу бумаги, варьируя нажатие, рисуют. Зубную щётку можно подстричь ножницами. Малыши обожают стричь!

Старые глянцевые журналы, проспекты, рекламные листы – могут пригодиться для аппликаций, изготовления елочных украшений. Сложив в мелкую гармошку лист глянцевой бумаги, вырезается бабочка, середина перетягивается ниткой, плиссированная бабочка подвешивается под потолок или крепится на шторы.

Супермаркеты регулярно выпускают рекламные проспекты с фотографиями товаров и прейскурантом. Это великолепный материал для игры в «магазин». Вырезанные картинки раскладываются на самодельный прилавок. Кто-то становится продавцом, кто-то покупателем. Есть товар и цена указана. Ребёнок знакомится с новыми для него товарами и потом легко узнаёт их в магазине. Знакомится с ценами, а значит с цифрами и счётом. Учится классифицировать товары. Например, сыр, масло и творог продаются в молочном отделе, потому что эти продукты сделаны из молока. Колбаса, котлеты, сосиски в другом отделе, потому что их изготовили из мяса. Малыши обожают играть в «магазин», возможно потому, что эта игра приближена к реальной жизни.

Дети нарабатывают навыки общения, продавая и покупая товар, знакомятся с понятием «вес», «объем».

Вырезав картинки из старых журналов, проспектов, и хаотично разрезав на кусочки, можно их собирать, как пазлы.

Если дети рвут коробки, упаковочную бумагу, газеты – пусть рвут, всё равно на выброс. При этом развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мышцы рук, появляется точность движений.

Процесс разрушения где-то сродни созиданию. Прежде чем понять, как работает механизм, мы должны его разобрать. Не выбрасывайте ни одно устройство, не предложив его ребёнку. Мечта любого мальчика - разобрать телевизор, магнитофон, видеокамеру. Поэтому предупредите друзей, знакомых, соседей и родственников, отдавать вам технику, приготовленную на выброс. Сломанные часы, будильники, фонарики, плейеры, утюги, миксеры для ребёнка – это такой интересный материал для изучения! Почему утюг нагревается, почему светит фонарик, а как перематывается кассета? Но при этом не забудьте о безопасности малыша и огородите его от включения электроприборов в сеть. Срежьте провода. Объясните, что телефонный аппарат разбирать можно, но нельзя оголённые провода вставлять в розетку.

Малыш может в тиши и покое просидеть больше часа, пытаясь, где отвёрткой, где пальчиками открутить–отвинтить шурупчик в приборе. Через день он снова может вернуться к механизму. В конце концов, он разберёт его. Возможно, попробует собрать снова или придумает нечто новое. Когда ребёнок окончательно охладеет к разобранному механизму, вот тогда его можно выбросить.

В следующий раз не забудете спросить любимое чадо, стоя над мусорной корзиной: «Тебе это нужно?»