Заметки о Японии. Лучшие музеи Токио
Археологический музей поражает великолепными тканями, которым 1300 лет. Музей Эдо-Токио подробно рассказывает о жизни и быте города в последние пару столетий. Музей полиции весьма необычен и внушает искреннее уважение к стражам порядка.
В этой заметке я расскажу о пяти музеях Токио. Каждый из них по-своему интересен и дополняет общее представление о Японии. Токийский национальный музей знакомит с произведениями изобразительного искусства. Археологический музей поражает великолепными тканями, которым 1300 лет. Музей Эдо-Токио подробно рассказывает о жизни и быте города в последние пару столетий. Музей Хокусая посвящен творчеству великого мастера гравюры и его последователей. Музей полиции весьма необычен и внушает искреннее уважение к стражам порядка.
Токийский национальный музейНациональный музей находится в парке Уэно, о котором я упоминала в заметке "Сады и парки Токио", неподалеку от пруда, заросшего лотосами. В парке Уэно можно провести целый день, посетив несколько музеев и зоопарк.
В собрании музея - рисунки, гравюры, ширмы, свитки, доспехи самураев, великолепные старинные кимоно, театральные костюмы и маски, статуэтки.
Билет стоимостью 620 йен (390 руб.) дает право посетить еще четыре музея, расположенных на общей территории с Национальным музеем.
Китагава Утамаро. Восемь видов реки Тама. Река Тама в Койя
Утагава Киниёси. 33 вида Фудзи. Гора Фудзи в ясный день с побережья Цукудадзима
Пока мы осматривали Национальный музей, снаружи начался проливной дождь (в этот день над Японией проходил тайфун). Мы решили переждать непогоду и направились в Археологический музей, благо приобретенный билет давал право и на его осмотр тоже.
Археологический музей совсем небольшой. Нижний этаж демонстрирует огромное количество почти одинаковых буддийских статуэток, которые меня не заинтересовали. А вот экспонаты второго этажа потрясли своей древностью. Это куски дерева, печати и ткани 7-8 веков.
Больше всего меня поразила эта ткань, датированная восьмым столетием. По своему виду и орнаменту она напомнила церковную парчу - виноградные гроздья и листья, и даже прослеживающиеся кресты, золотой оттенок.
В России это время языческое, дохристианское; в Византии - расцвет. Византийские ткани этого времени вполне могли бы выглядеть так. Предположить контакты между Византией и Японией в 8 веке крайне сложно, тем более потрясает такое перетекание художественных идей через моря и континенты.
Фотографии из этого музея я уже неоднократно показывала в других заметках: про сортировку мусора, про театр кабуки, про сейсмическую устойчивость. Музей Эдо-Токио существенно расширил мои знания о Японии.
Примечательно само здание музея. Напоминает черепаху, или танк, а может быть, сумоиста, тяжелого, но устойчивого. Билет приобретается внизу, а затем на эскалаторе можно подняться в залы музея.
Меня попросили принять участие в опросе посетителей – они интересуются географией своих посетителей и эффективностью рекламы.
В музее Эдо-Токио мне встретилась служба гидов-волонтеров, про которую я читала до поездки. В этой системе работают преимущественно японские пенсионеры, которые получают хорошую пенсию и не нуждаются в деньгах, но испытывают дефицит общения. Поэтому они проводят бесплатные экскурсии для туристов на разных языках.
Мне интересно было попробовать воспользоваться этой услугой. У стойки гидов-волонтеров висела табличка с перечнем доступных языков, в данный момент предлагался только английский. Мне это и было нужно. Скучавшая позади девушек-ресепшионисток пожилая японка с искренней улыбкой поднялась мне навстречу. Она представилась Акико. Мне было легко запомнить это имя, потому что так звали главную героиню фильма, который я посмотрела в самолете.
Акико была очень миниатюрная, ростом доходила мне только до плеча. Она спросила, сколько у меня времени (полно), и сказала, что неспешный осмотр музея займет около двух часов. Примерно так и получилось. Она свободно рассказывала по-английски об экспозиции, но вот с пониманием моих вопросов (когда я хотела уточнить подробности или углубиться в детали) у нее возникали сложности. В целом это был интересный опыт, и я была рада, что решилась.
Экспозиция музея посвящена развитию японской столицы. В первый период своего развития город носил название Эдо, это время феодальной Японии. С 1856 года, после окончания самоизоляции Японии, начинается европейский путь развития. Ему посвящена вторая часть музея, носящего двойное название Эдо-Токио.
Карты, схемы, макеты, фотографии, полноразмерные модели зданий и интерьеров, предметы быта, старинные гравюры – все это сопровождается подробными текстами на японском и английском языках. Есть интерактивные элементы: можно забраться в паланкин, попробовать поднять тяжеленное коромысло с корзинами рыбы, сфотографироваться на татами в традиционном японском доме.
Входная плата скромная: 600 йен (375 рублей).
Традиционная японская повозка для фестивальных шествий
Макет движения фестивальных повозок. В Японии очень любят такие фестивали, в каждом городе 1-2 раза в году проходят фестивальные шествия. Повозки везде разные, они хранятся в особых зданиях (иногда с доступом туристов, чаще - без), и везде имеют свое ритуальное значение.
Корзины торговца рыбой. Можно попробовать приподнять
Переносной киоск торговца приготовленным рисом. Это сооружение очень тяжелое
Традиционный японский дом, в котором можно посидеть на татами
Орнаменты на тканях периода Эдо. Выглядят вполне современно
Огромным спросом в период Эдо пользовались книги. Книжные магазины продавали цветные картинки - оттиски гравюр с изображениями знаменитых актеров, куртизанок и сумоистов. Пейзажный жанр возник несколько позже, и тоже приобрел большую популярность.
Кроме того, продавались книги с черно-белыми иллюстрациями. Многие книги имели остро-сатирическое и политическое содержание, что очень нравилось народу, но не очень нравилось правителям. Поэтому торговцы книгами предпочитали прятать лица под плетеными шляпами, похожими на корзины, чтобы не попасться властям.
Кацусика Хокусай - пожалуй, самый знаменитый и один из самых плодовитых авторов гравюр периода Эдо. Недаром в Токио есть отдельный музей Хокусая, расположенный в пяти минутах ходьбы от музей Эдо-Токио.
Это современное здание смелой архитектуры. Самое знаменитое произведение Хокусая - "Красная Фудзи" - встречает вас прямо на мостовой.
Я шла в этот музей в надежде увидеть наконец-то все 36 знаменитых видову Фудзи - программную серию мастера, представленную в одном зале. Ну хотя бы 18! Но увы. Даже в этом узко специализированном музее гравюр Хокусая едва ли наберется три десятка, из разных серий. Ни одной серии целиком не представлено, даже в репродукциях.
Карта расположения "36 видов Фудзи" представлена в музее Эдо-Токио
Билет стоит довольно дорого - 1200 йен, вдвое дороже, чем в предшествующие музеи. Правда, можно посетить за меньшие деньги только основную экспозицию, но это лишь один маленький зал.
Основная экспозиция рассказывает о творческом пути мастера. Представлены несколько его ранних работ. Но самое интересное - поэтапный процесс изготовления гравюры. Фотографии ниже сделаны в музее Эдо-Токио; в музее Хокусая аналогичным образом показан процесс работы над другой знаменитой гравюрой.
Чтобы получить лист гравюры, по эскизу выполняется несколько деревянных досок к рельефным изображением разных частей рисунка. Для каждого цвета вырезаются отдельные доски.
Следующий этап - нанесение краски на доску. Если мастер хочет добиться эффекта размытия от темного к светлому, он соответствующим образом наносит краску.
Далее один за другим делаются оттиски. Очень важно точное попадание при каждом оттиске: смещение даже в 1 мм приведет к нерезкости изображения.
Вот как выглядит лист после каждого следующего оттиска.
Восковые фигуры Хокусая и его сестры выполнены настолько реалистично, что я с минуту не отрываясь следила за рукой, ожидая, что она дрогнет. Кацусика Хокусай изображен в глубокой старости, но по-прежнему за работой. В глубине комнаты валяются скомканные эскизы: мастер очень критично относился к своей работе.
Помимо основной экспозиции, есть временные. Я застала выставку, посвященную мостам. Тематическая подборка гравюр японских мастеров периода Эдо показывала разнообразие конструкций мостов.
Одна из гравюр называлась "Сто мостов с одной точки". Я не поленилась и пересчитала их все. На фантазийном пейзаже формата А3 (примеро 30х40 см) мне удалось насчитать 96 больших и малых мостов (но возможно, я сбилась, и там их действительно 100).
На другом этаже в продолжении экспозиции были представлены фотографии и чертежи различных мостов, построенных в XX веке. К сожалению, фотографировать на временной экспозиции не разрешается.
Музей ПолицииВ последний день перед отъездом из Токио у нас не было четкого плана, собирались просто побродить по улицам. На музей Полиции мы набрели случайно, зашли и не пожалели!
Более всего нас впечатлили четвертый и пятый этажи, где рассказывается об истории полиции в Японии. Фотографировать в этой части экспозиции запрещено.
«Отцом» японской полиции является Тошийоши Кавайи. Через 18 лет после снятия самоизоляции страны он на год ездил в Европу изучать полицейские системы разных стран. Вернувшись, в 1874 основал японскую полицию. Ему было 40 лет. Он очень много работал, спал лишь 4 часа в сутки, и в 46 лет умер от переутомления.
В музее представлен график преступности в Токио с 1926 года по настоящее время. С 2003 кривая без колебаний идёт вниз и число преступлений сократилось вдвое. Упоминается и о наиболее громких делах, часть которых так и не раскрыта. Честно и правдиво.
Показывают фильм про поимку грабителей, от поступления звонка на пульт полиции и дальше по шагам. Классный экшен.
Представлены фотографии токийских полицейских, погибших при исполнении служебного долга. Фотография, имя, звание, краткий рассказ о том, при каких обстоятельствах погиб полицейский.
Смотреть на порезанную ножом или простреленную форму со следами крови довольно жутко. Но зато проникаешься уважением к полиции. Мне кажется, было бы замечательно создать подобный музей у нас.Третий и второй этажи музея Полиции – специально для детей. Можно, например, заняться чтением следов, или примерить полицейскую форму. Интерактивный макет рассказывает о правилах безопасного поведения. Короткие видеоролики: что делать, если к вам пристают в транспорте, как поступить, если незнакомый взрослый пытается вас увести. Ненавязчиво и полезно.
Тренажер для детей - надо определить, какая обувь оставила следы
Еще одно задание для следопытов: выяснить, на какой машине скрылся подозреваемый
Подобные задания не просто увлекательны, но и популяризируют профессию полицейского среди детей
Витрина про то, как снимают отпечатки пальцев
Криминалистическая лаборатория
Интерактивный макет демонстрирует ситуации, в которые можно попасть в городе
На экранах показывают ролики о правилах поведения в опасной ситуации
На первом этаже представлена подлинная полицейская техника – автомобили, мотоциклы, вертолеты.
Вход в музей бесплатный.