В спокойные годы в Японии происходит в среднем пять землетрясений ежедневно. А в годы высокой сейсмической активности - в несколько раз больше. Так, например, в 2016 году количество подземных толчков достигло 6566 (то есть в среднем 18 в день). И это еще не предел: в 2011 году число землетрясений превысило норму в 7 раз. Именно в тот год повышенной сейсмоактивности произошло сильнейшее землетрясение и цунами, разрушившее АЭС в Фукусиме.

Япония. Фудзияма

Конечно, такие мощные землетрясения происходят редко. Большинство подземных толчков вообще не ощущаются людьми. И все-таки японцы с детства обучены, как себя вести в случае землетрясения. Они привыкли к подземной активности и научились с ней жить.

А вот для нас это был культурный шок. Мы сидели вечером в гостиничном номере, смотрели новости, попивали чай и подсчитывали расходы за день. Как вдруг на экранах наших телефонов возникла предупреждающая надпись. И пару мгновений спустя здание начало легонько покачиваться из стороны в сторону.

Ведущие программы новостей не изменились в лице и не сменили тему разговора. Только внизу экрана появилась карта, где вся префектура Тиба (в которой находится Токио) окрасилась в красный цвет. Жаль, я не сообразила это сфотографировать. Зато муж догадался сделать скриншот на своем телефоне.

Тем временем здание перестало качаться, и все закончилось. Землетрясение было, к счастью, несильным. Жители Токио вовсе не обратили на него внимания.

Жизнь заставила японцев выработать самую совершенную в мире систему сейсмической защиты зданий и сооружений. Но произошло это не сразу.

В период Эдо (появление и развитие современного Токио) здания были одноэтажными и деревянными, и больше страдали от пожаров, чем от землетрясений. Но с наступлением периода Мэйдзи (конец 19 века), когда самоизоляция Японии была прервана и в страну хлынули европейцы, началось строительство многоэтажных зданий европейского стиля.

Одно из первых многоэтажных строений в Токио – эта смотровая башня. Она пользовалась огромной популярностью, местные жители выстраивались в очередь и готовы были платить, чтобы подняться наверх и посмотреть на город с высоты. Но увы, этот популярный аттракцион был разрушен мощным землетрясением в 1923 году.

Европейские архитекторы прежде не сталкивались со строительством в сейсмоопасных районах, а у японцев еще не было опыта возведения каменных построек в несколько этажей. В результате башня была разрушена, и военным пришлось взорвать то, что от нее осталось.

Последствия землетрясения в Токио 1923 года. Фото из музея Эдо-Токио

Землетрясение 1923 года и начавшийся из-за него пожар уничтожил почти всю застройку в Токио. Пострадали не только здания, но и мосты, дороги, трамвайные пути. Город начал отстраиваться заново. В это время, надо полагать, строители и задумались впервые над защитой зданий от землетрясений.

Надпись в лифте: "В случае землетрясения не используйте лифт, пользуйтесь лестницами для выхода"

С тех пор японские архитекторы и инженеры накопили огромный опыт и достигли мастерства в вопросах сейсмической защиты. Все здания имеют в нижней части подвижные соединения, чтобы гасить подземные толчки. Иногда их можно увидеть в первых этажах. Но чаще амортизаторы и шарниры установлены в уровне фундамента, и скрыты от глаз.

 

Здание постройки 1980-х годов в Токио. В уровне 1-2 этажей установлены амортизаторы, гасящие подземные толчки.

Еще она конструкция, позволяющая зданию выдерживать землетрясения.

Конструкция для защиты от землетрясений в уровне фундамента здания. Демонстрационный образец, представленный в музее Эдо-Токио.

Пришлось разработать системы подвижного крепления к фундаменту не только зданий, но и многочисленных автострад. Токио – один из самых густонаселенных городов на планете, к тому же переполненный транспортом. Японская столица пронизана транспортными артериями, пересекающимися в разных уровнях и создающими запутанные развязки. И все это не должно рассыпаться на куски в случае ощутимого землетрясения.

Несколько дней я пыталась понять, как же японцам удается защитить от разрушения автострады. Наконец, проходя по пешеходному мосту около вокзала Уэно, я оказалась под самым полотном автострады и увидела крепления к бетонным опорам. Стало ясно, что эти крепления подвижные, а значит, способны гасить колебания земли. 

Такая же система и у этой металлической опоры: она опирается на землю не всей своей шириной, а через узкий подвижный переходник, внутри которого находится шарнир.

Закончить заметку о сейсмостойкости хотелось бы небольшим видеороликом. Это не мое видео, его сняли очевидцы землетрясения 2011 года. На нем видна амплитуда колебаний небоскребов - она очень заметная, но при этом здания не разрушаются. Уровень строительного мастерства в Японии действительно впечатляет!