Что такое доказательная медицина и бывает ли другая медицина?
Доказательная медицина исходит из того, что медицина – это точная наука, к которой применим математический метод. Иными словами, количество излечившихся пациентов можно точно подсчитать, и тем самым доказать эффективность препарата.
Какие тренды отличают современных мам? Они катают малышей в модных колясках, возят зимовать в Таиланд, знакомят с максимальным разнообразием вкусов до года, одевают в стильные костюмчики и лечат у врачей доказательной медицины.
Многие слышали термин «доказательная медицина», но не все понимают, что это такое.Привычная медицина основывается на знаниях и личном опыте врача, который ведет лечение. Если лечение не помогает, он пробует другой препарат. В России большинство врачей не владеют иностранными языками настолько, чтобы регулярно читать международные источники и знакомиться с результатами новейших зарубежных исследований. Поэтому знания наших врачей чаще всего основаны на том, чему их научили в медицинском институте. При необходимости врачи сверяются с медицинскими справочниками. А еще они ездят на конференции, где не столько изучают опыт коллег, сколько знакомятся с новыми продуктами фармацевтических компаний, активно продвигаемыми на рынок.
Доказательная медицина исходит из того, что медицина – это точная наука, к которой применим математический метод. Иными словами, количество излечившихся пациентов можно точно подсчитать, и тем самым доказать эффективность препарата.
Конечно, человеческий организм устроен сложно, и велика вероятность ошибочных результатов или ошибочной интерпретации результатов исследований. Поэтому существует строгий дизайн проведения клинических исследований. Один из ключевых принципов доказательной медицины – двойной слепой метод. Как известно, при проведении исследований всегда должна быть контрольная группа, получающая плацебо. Пациенты не знают, в какой группе они находятся, принимают одинаковые с виду таблетки, но в одном случае это новый препарат, а в другом – плацебо, «пустышка». При двойном слепом методе врачи тоже не знают, что именно принимают их пациенты. Таким образом достигается полная непредвзятость в оценке результатов. Конечно, по этическим соображениям пациенты из контрольной группы обычно получают не просто пустышку, а общепринятый метод лечения.
Почему же все лекарства не исследуются подобным образом? Ответ очень прост и упирается в деньги. Качественные клинические исследования очень дороги, у многих российских, восточноевропейских и индийских компаний, производящих дешевые лекарства, на их проведение средств нет.
Доказательная медицина – удовольствие для богатых?К сожалению, на данный момент так и есть. Достаточно сравнить стоимость приема в клинике доказательной медицины с расценками обычной частной клиники. Прием у широко известных в интернете педиатров Федора Катасонова или Сергея Бутрия обойдется в 6000 рублей (для сравнения, обычная цена первичной консультации в частной московской клинике составляет около 1800 рублей).
Правда, у доказательных клиник есть одно преимущество: согласно принципам доказательной медицины, обследования и лечение не должны быть тяжелее самой болезни. В частных клиниках пациентов постоянно «раскручивают» на дополнительные обследования и анализы, из-за чего они утрачивают доверие пациентов. Государственные клиники утратили это доверие еще раньше, но по другим причинам: очереди, волокита, грубое и наплевательское отношение со стороны персонала и тому подобное. Доказательная медицина позиционирует себя как альтернатива и государственным, и частным клиникам.
Как говорят сами доказательные врачи, все, что помимо доказательной медицины, должно стать историей медицины.Для доказательной медицины показателями эффективности лечения являются два критерия: продолжительность и качество жизни. Причем оба они должны быть подтверждены грамотными клиническими исследованиями.
Врач доказательной медицины должен быть в курсе всех последних научных данных, и использовать их в своей работе. Это требует от него большой работы вне часов приема (возможно, этим и объясняется высокая стоимость услуг). Результаты исследований публикуются в нескольких общепризнанных международных базах данных (на русском языке таких ресурсов пока крайне мало).
«Иногда врачу приходится менять свою точку зрения и извиняться перед пациентом, когда вышли новые исследования, и врач раньше говорил одно, а теперь совсем другое», - рассказывает педиатр Сергей Бутрий. – «Поскольку все это базируется на научных данных, это честнее, чем замалчивать информацию».
В то время как состоятельные мамы подбирают в интернете своего идеального доказательного врача, другие не могут себе позволить консультацию, а тем более наблюдение у такого специалиста. Что делать, если случай достаточно серьезный, а мнения врачей разделились? Один говорит, что патологию у ребенка нужно оперировать, другой не видит в этом необходимости. Кого слушать?
Сергей Бутрий советует задать вопрос, почему врач так считает. Личный опыт не учитывается, должна быть ссылка на исследования, хотя бы российские. Если речь идет не о какой-то редкой болезни, то всегда существует медицинская выборка, как лучше: оперировать или нет. Если один врач ссылается на результаты исследований, а другой ничего не может предложить, кроме общих рассуждений, то выбор очевиден.
В России медицина долгое время была эмпирической: наблюдали за пациентом, записывали результаты лечения, но математически это не оценивали. У старшего поколения есть ментальная инерция, они действуют по той схеме, к которой привыкли. Очень велико уважение к мнению медицинских «светил» - это своего рода «медицина авторитетов».
Педиатр Сергей Бутрий считает, что врачи не делятся на хороших и плохих. Есть люди, которые очень сильно ошибаются в чем-то одном, но они искренне желают добра ребёнку и семье и сильны в другом. Порой врач, весьма далекий от доказательной медицины, может найти проблему и поставить правильный диагноз, до которого не догадались другие врачи.