На днях мой сын заявил, что заниматься рисованием больше не хочет. Походил в студию всего четыре месяца, а записала я его туда потому, что он действительно иногда очень здорово рисует. Не всегда. Но порой выдает такие шедевры, что просто диву даешься. Я кое-что в этом понимаю, сама закончила художку-десятилетку и архитектурный институт. Потому и решила развивать его способности, но то ли занятия слабоваты, то ли у него рвения недостаточно… Хотя у кого вы видели рвение к рисованию бесконечных натюрмортов? Это рутина, тут усидчивость нужна.

Так или иначе, сын сказал, что рисовать больше не желает. Я могла бы надавить и заставить ходить дальше, но что-то мне его последние работы и в самом деле не очень нравятся, особых успехов я не вижу. Поэтому я давить не стала, а села к компьютеру и погрузилась в интернет.

В нашем районе полно «развивашек» для дошкольников, а вот занятий для более старших детей не так уж много. Все, что можно откопать «Гугглом» и «Яндексом», я уже много раз видела. Но тут я припомнила, что услуга по записи ребенка в кружок не так давно появилась на портале городских услуг. Задала параметры поиска – возраст, район города, сфера интересов – и была приятно поражена обилием открывшихся вариантов! Их там действительно море. Довольно скоро я нашла занятие по робототехнике, от одного описания которого сын пришел в восторг! А после первого занятия восторг удвоился!

Как выбирать дополнительные занятия ребенку

Но я, собственно, пишу не для того, чтобы порекламировать этот кружок или портал городских услуг. Все гораздо сложнее. Мне кажется, я делаю что-то неправильное, и предлагаю вместе порассуждать об этом.

Многие годы меня занимает вопрос: что правильнее при выборе дополнительных занятий для ребенка – разнообразие или постоянство?

Когда я была шестилетней девочкой, меня отвели на экзамен в художественную школу. Это был настоящий вступительный экзамен, к которому допускали по итогам предварительного просмотра работ. Я нарисовала иллюстрацию к сказке «Золушка»: она бежала по длинной лестнице, а туфелька осталась на ступеньке, и принц выбегал из дверей вслед за своей возлюбленной… И когда я неловким движением опрокинула акварель на пол, то перепугалась, что завалила экзамен. Но педагог помог мне собрать краски, и ничего страшного не произошло. Меня приняли.

В художественной школе я отучилась 10 лет, и взбрыкнула лишь однажды, в 9-ом классе, когда решила бросить… Мама не стала возражать и давить. Но через несколько месяцев я сама поняла, что дома не рисую ничего, и вернулась. Меня взяли обратно.

Когда я заметила у своей двухлетней дочери огромную тягу к рисованию, то естественно захотела этот талант развивать. Начали мы в первом классе с изостудии (у меня на руках был грудной младенец и я не имела возможности возить ее на метро в художественную школу). Но ко второму классу я обнаружила художественную школу поближе к дому и отдала дочку туда.

Дочь проучилась в художке со второго до середины девятого класса, когда из-за подготовки к ОГЭ оказалось, что времени катастрофически не хватает, и художка была оставлена. А в сентябре она уже пошла на подготовительные курсы в институт.

Нельзя сказать, что за эти годы она всегда шла в художку с радостью. Довольно часто капризничала, ныла и не желала идти. Но успехи были весьма заметные, и я считала себя абсолютно правой, когда употребляла давление. Да и сейчас об этом не жалею. Видно, что рисование – это ее направление, которое следует развивать и дальше.

Пример со мной и с моей старшей дочерью иллюстрирует первый вариант подхода к выбору внешкольных занятий – постоянство. Смысл его в следующем: как можно раньше, буквально с первого класса избрать главное направление (изо, музыка, какой-то вид спорта) и много лет подряд этим заниматься, чтобы достичь ощутимых результатов.

Плюсы очевидны: ребенок планомерно продвигается в выбранном направлении, год за годом развивает свой талант, добивается успехов, растет его самооценка, он видит, что в данной области уже многое может. Даже если он не самый сильный в группе, он, однако же, значительно опережает в данной области своих одноклассников по общеобразовательной школе. Если направление выбрано правильно, то в дальнейшем оно может стать профессией.

Если направление выбрано правильно. А если нет?

А если в шести- семилетнем возрасте родителям вообще не удается определить, к чему ребенок склонен?

Или если ему категорически не нравится заниматься тем, куда вы его определили, и он каждый день закатывает истерики? Именно так действовала моя вторая дочь, у которой явные способности к музыке, но нет ни малейшего желания долбить гаммы.

В первом и втором классе она занималась дома с приходящим педагогом, а в третьем я решилась-таки отдать ее в музыкалку. Ей там нравился хор, но, разумеется, совершенно не нравилось сольфержио. Три года я преодолевала ее сопротивление и аккуратно возила на занятия, а потом… сломалась. Ее характер оказался крепче.

Еще год она ходила к учительнице на дом и разучивала пьески, в основном современные. Потом прекратилось и это. Немножко попробовала на гитаре – не пошло. Стала ходить на настольный теннис – просто так, за компанию с подружками. Нашла студию актерского мастерства. Учится в девятом классе, готовится сдавать биологию и химию, поскольку год назад вдруг решила стать ветеринарным врачом. Но сейчас она уже и в этом не уверена. Как помочь ребенку выбрать свое направление? Можно ли вообще в этом помочь?

Тут мы подходим к принципиально иному отношению к внешкольному образованию ребенка, который я условно назвала «разнообразием». Смысл его в том, чтобы постараться за время школьной жизни дать ребенку попробовать себя в разных направлениях (драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота).

Целеустремленный  родитель скажет: нельзя распыляться, надо выбрать цель и идти к ней! Если то и дело записываться в разные кружки, а потом бросать, ребенок так и привыкнет бросать дело на полпути, ничему в итоге не научится. Вначале ему интересно, потом становится привычно и скучно, и тут он бросает, а надо учиться себя преодолевать!

Но ведь только в детстве можно выделить время на то, чтобы попробовать себя в разных областях. И вообще, чтобы найти свой путь в жизни, нужно сначала узнать, что бывает, и тогда уже решить, к чему лежит душа.

Что же делать? У меня нет ответа на этот вопрос. Я ращу уже третьего ребенка и до сих пор не знаю, как правильно.

Сейчас мой сын в третьем классе, и он успел уже походить на ОФП, в бассейн, на дзюдо, на флорбол, на рисование (все, кроме бассейна, было брошено). У него очень разнообразные интересы, ему интересно буквально все. Это и хорошо, и плохо – мне трудно решить, куда его определить. Сейчас он начал заниматься программированием роботов, и наверняка это ему понравится (какому ребенку не понравится сидеть за компьютером!), но я бы предпочла кружок, где что-то мастерят руками, творят, конструируют. Пожалуй, пора снова обратиться к поисковикам. Пожелайте мне удачи!

Комментарии специалистов:

Ольга Узорова, педагог, методист, автор большого количества книг и пособий для дошкольников и младших школьников:

Слова «НАДО» ребенку вполне хватает в школе. Кружки можно сравнить с высшим образованием, которое точно должно быть для души. Пусть сложным, но для души обязательно. Дополнительное образование – в идеале, начало развития задатков для будущей профессии. Или то, что поможет в будущей профессии. Мне, например, очень помог серьёзный спорт. Потому что четыре книги по плану в месяц, уроки в школе, маленький сын – я просто падала, просто кровавые мальчики в глазах. Но спорт приучил идти до конца.

Пригодилась и музыка для еще большего авторитета у малышей, плюс проведения с ними мероприятий, плюс при общении с коллегами, да и просто для общего кругозора. Шахматы тоже очень пригодились – для того, чтобы лучше понять все механизмы работы в крупнейшем издательстве. Помогло шахматное мышление и в жизни, так как (ттт) развило умение предвидеть потенциальную неудачу и избежать её.


Мои «три кита» – музыка (5 классов), лыжи (КМС, занималась всего 5 лет), шахматы (капитан команды; общее время – 5 лет, первый взрослый). Все киты помогли. Кроме них были и временные (1-3- месяца) занятия - плавание, баскетбол, теннис, лёгкая атлетика, фигурное катание (пошла в 4 года, ходила год, подвел вестибулярный аппарат, меня забрали). 
 

Выбирая ребенку серьезные занятия, надо то заранее понять, надо ли ему это, и действительно ли это разовьет задатки, которые у ребёнка уже явно есть. И идти не меньше, чем на год.

Елена Жатько, психолог, кандидат психологических наук, консультант Центра душевного здоровья «Альтер»:

Вопрос, скорее, не в том: «Быть иль не быть…», а в том, кому это нужно и чего хочется в итоге?

Любой здоровый среднестатистический ребенок – любознателен, открыт для любого творчества, является творцом по своей природе и может заниматься любым видом деятельности, от творчества и науки до спорта. Все дети способные и талантливые, главное в них видеть личность самого ребенка! Считаться с его интересами, наклонностями и не мешать ему, а помогать, разрешая быть таким, какой он есть в данное время. Принимать, разделять с ним его успехи и поддерживать его в неудачах.

Выбор дополнительных занятий для ребенка нужно начинать с наблюдения за ребенком и разговора с ним о том, что ему нравится, чем интересуется. Можно предложить ребенку вместе с вами посмотреть по телевизору разные спортивные соревнования, мастер-классы, передачи о ремеслах, музыке, уроки иностранных языков для детей и т.д. На основе полученных данных нужно составить примерный список направлений, интересующих вашего ребенка.

После этого родителям следует выяснить следующую информацию: есть ли в вашем районе эти секции или кружки; сколько стоят занятия; придется ли приобретать специальное оборудование или снаряжение (например, фортепиано, сноуборд, бальные платья и т.д.), какой уровень подготовки дают эти кружки; в какое время они проводятся и как оно будет согласовываться с учебой в общеобразовательной школе. А, главное, соберите отзывы о педагогах от других детей. После этого определите, куда бы вы захотели отдать ребенка и предложите ему походить в эти кружки, как говорится в сказках: «Мир посмотреть да себя показать».

Не ставьте перед ребенком задачи, мол, «выбрал – так ходи». Дайте ему время на адаптацию и привыкание. Если ребенок отказывается ходить, то выясните причину, а лишь затем помогите ребенку принять решение. Не нужно давить и настаивать.

Стоит отметить, что в некоторых семьях родители определяют интерес ребенка по следующим принципам:

  • из соображений практичности: «Да кому сейчас нужен этот вид спорта или этот иностранный язык?» или «Лучше заниматься тем, что принесет пользу»;
  • из соображений экономии средств;
  • по причине своих детских нереализованных желаний: «Я в детстве не смог получить такое образование, и теперь жалею. Теперь я его дам своему ребенку», как правило, из «лучших» побуждений;
  • по причине решения вопросов времени, например, родители не могут забрать ребенка из школы рано, и поэтому его отдают в кружки или секции;
  • чтобы «сделать из ребенка мастера спорта или великого художника»;
  • по причине профессиональных интересов родителей и т.д.

Подобные принципы – не самый лучший аргумент в выборе дополнительного образования ребенка. К сожалению, бывают случаи, когда ребенок, повинуясь воле родителей, тратит драгоценное время детства и свои силы на эти занятия, которые не приносят ему истинного удовольствия и радости. Стоит отметить, что не все великие люди, художники, спортсмены, ученые, были по-настоящему счастливыми и успешными людьми в жизни. Поэтому родителям стоит задуматься о том, чего они ожидают от своего ребенка и от дополнительного образования.

Когда стоит начинать дополнительное образование ребенка? В первом классе уже бывает поздно. Прежде всего потому, что для некоторых видов спорта первоклассник может оказаться уже «староват», да и ребенку нужно адаптироваться к новому образу жизни. Этими вопросами следует озадачиваться родителям еще в раннем детстве ребенка, примерно лет с 3-4-х. Но лучше раньше, чем позднее. В начальной школе ребенка еще легко увлечь новыми знаниями. А при правильном отношении родителей, можно научить ребенка планировать свое время и силы.

А какое образование давать ребенку – спортивное, языковое или творческое? Тут стоит вспомнить жителей Древней Греции, которые считали, что в человеке должно быть развито и одинаково прекрасно все: душа и тело! Любой гражданин Древней Греции мог сыграть на музыкальном инструменте, принять участие в спортивных состязаниях, выступить в театре, поддержать философскую беседу, создать произведение искусства из глины, камня или на холсте. Главное, он не должен был быть «профессионалом и виртуозом», они считали это уделом рабов. Современные психологи и физиологи сходятся в том, что ребенок нуждается в разностороннем развитии. Так, телу нужны спортивные упражнения, подвижные игры, активные занятия и прогулки на свежем воздухе. Душе просто необходимо творчество, для того, чтобы иметь возможность выразить все, что невозможно описать словами, что вдохновляет и дает силы в любых жизненных ситуациях. Знание иностранных языков расширяет не только социальные возможности ребенка и дает ему свободу, но и обогащает его личность культурой других людей. Интеллектуальные виды деятельности помогают развить интеллект, расширить кругозор.

Поэтому, уважаемые родители, решение всегда остается за вами, хотите ли вы сделать своего ребенка разносторонней, свободной и счастливой личностью или вы выберете для него какое-то одно занятие, которое обеспечит ему спокойствие и благополучие. Но не забывайте в выборе о вашем ребенке, его правах и интересах. Ребенок – это развивающаяся личность со своими склонностями, интересами и он имеет право на свой уникальный личный опыт! 

Фото - фотобанк Лори