Согласно статистике, которую привел Павел Астахов, в 2014 году в России 10 000 детей пропали без вести и более 2 500 детей были найдены убитыми. Родители боятся. Боятся отпускать детей гулять одних, боятся отпускать школьников без сопровождения в школу, в общественные туалеты в торговых центрах и кинотеатрах. Как родители могут защитить своих детей? Как мы можем обучить детей безопасному поведению и при этом не запугать их и не подорвать доверие к миру? Об этом Материнству рассказала Сауле Утегалиева, консультант, специалист по детской безопасности, автор тренингов и курсов для родителей, мама 4-хлетней дочки.
Я работаю в теме детской безопасности уже больше 4-х лет. Я изучила более 250 книг и пособий на тему детской безопасности, закончила курсы SafeKids Training Academy. За это время я собрала определенные принципы, которые оформила в авторскую методику «Позитивное обучение ребенка безопасности». Я сторонник того, чтобы обучать детей без запугивания, через развивающие игровые формы. Моя цель в этом проекте – помочь родителям обучать детей безопасности легко. Чтобы это встраивалось в обычную повседневную жизнь. Можно легко, играючи во время прогулок с ребенком, игр, просмотра мультиков и чтения сказок обучать его безопасности.
«Запугивание не будет работать!»
- С чего все началось?
Вообще, я не планировала быть консультантом. До этого я долго работала в крупных компаниях административным менеджером, получила в ходе работы MBA. И думала, что так всю жизнь и проработаю в этой сфере. Но с рождением дочки меня очень заинтересовала тема безопасности. Меня, наверное, можно назвать тревожной мамой. Я постоянно переживала за нее, думала о том, что она подрастет и будет ходить в сад, потом в школу, гулять одна. А вокруг столько опасностей! Эти мысли очень меня беспокоили. И я поняла, что уже пора что-то с этим делать. Я начала изучать информацию на эту тему.
Наверное, эта тревожность передалась мне по наследству. Моя мама тоже очень беспокойный и тревожный человек. Каждый раз, когда я в юности уходила гулять или на дискотеку, она очень переживала. Наставляла меня, предостерегала. Конечно, я от этого уставала. Я помню даже такую мамину фразу: «Подожди, когда ты сама станешь мамой, ты меня поймешь!» Так и случилось. Когда у меня родилась дочка, я поняла, что это такое – беспокойство мамы за своего малыша. Когда ты понимаешь, что у твоего ребенка нет опыта, знаний об опасных ситуациях, как у взрослых, нет просто физической возможности противостоять каким-то опасностям, эти мысли не дают покоя. И в тоже время понимала, что методы, которые использовала моя мама, например, не очень эффективны. Я понимала, что если я буду своего ребенка постоянно наставлять, запугивать: туда не ходи, этого не делай, а то с тобой это случится, это не будет работать. Я стала искать другие методы. И в какой-то момент кусочки паззлов сложились в одну картинку, и я нашла подход, как можно через развивающие занятия показать ребенку, почему так важно соблюдать определенные правила. Но при этом не запугивать ребенка! И я начала создавать свои авторские курсы, приглашать на них родителей. И увидела, что эта тема волнует очень многих.
Наверное, тема безопасности особенно остро встает тогда, когда ребенок начинает гулять один. С началом самостоятельных прогулок я рекомендую устанавливать ему ограничения – по времени, по территории. Ребенок должен знать, что у него есть на прогулку определенное время. Есть ограниченная территория, мы ее называем «разрешенная территория», на которой он может гулять один. Например, детская площадка во дворе. У нас устанавливается четкое правило – если ты хочешь уйти с разрешённой территории один или с кем-то, сначала спроси у меня разрешения. И только после того, как ребенок поставил в известность родителей, он может куда-то идти. Так, мы избегаем ситуации, когда ребенок уходит куда-то один или с друзьями, или с незнакомцем, а мы не знаем, где его искать.
Мы также должны понимать, что речь идет не о прогулке в одиночестве, а о самостоятельной прогулке. Гулять лучше в компании друга или друзей, риск стать жертвой злоумышленников тогда гораздо ниже. Поэтому родителям стоит уделить время, чтобы познакомиться с друзьями ребенка, их родителями, узнать, где они живут и как с ними связаться в случае необходимости.
- Чего больше всего боятся родители?
Тема общения с незнакомыми людьми, безусловно, самая запрашиваемая. Этого, конечно, боятся все родители. Тут ребенка надо обучить, что принимать угощения и подарки или куда-то уйти с разрешенной территории и можно только с разрешения родителей. Тут важно то, что мы НЕ ЗАПРЕЩАЕМ РЕБЕНКУ. Мы ему не говорим: никуда не уходи! Ничего не бери у незнакомых людей! Мы говорим: «Ты МОЖЕШЬ уйти, только спроси сначала у родителей». Если ребенок крепко усвоит это правило – сначала спрашиваем у родителей – можно быть спокойным на счет того, что он куда-то уйдет без спроса смотреть котенка или за конфеткой. Также важно объяснить ребенку, что незнакомец это не только и не всегда какой-то крепкий сильный мужчина, как его обычно изображают в книжках или комиксах – в шляпе, в плаще, в черных очках. Незнакомец это и подросток, и молодая приятная девушка, и бабушка, и даже другой ребенок.
Я очень люблю обучение через сказки. Можно подобрать сказки на подобные ситуации. Например, сказка «Семеро козлят» - можно ли открывать дверь незнакомцам. Про угощения – это Спящая красавица, Белоснежка. На тему незнакомцев – Красная Шапочка. Мы можем показать ребенку через персонажей сказок, как могут развиваться события, если не соблюдать те правила, о которых мы с ним говорим. Как можно выбраться из этой ситуации главному герою. В этом основной принцип позитивного обучения, когда мы через игру или через персонажей сказок обучаем детей определенным правилам.
Если ребенок любит рисовать – можно с ним нарисовать разрешенную для прогулок территорию. Можно придумать какой-то квест, нарисовать карту сокровищ, зарыть клад где-то на разрешенной территории и поискать его вместе с ребенком по карте. Если ребенок ходит в школу, можно нарисовать с ним дорогу до школы и до дома.
У меня есть такая игра «Волшебник знает все». Мы можем сказать ребенку, что у нас появился колпак-волшебник, и тот, кто его одевает, может предвидеть будущее. Предложить ребенку его надеть. Задать ему какой-то сюжет – например, мальчик идет гулять, и к нему подходит мужчина и что-то ему предлагает. Как мальчик должен ответить? Что он должен сделать? А если этот мужчина – плохой человек, он хочет схватить ребенка и унести – что ему следует сделать? Мы можем поправить, дополнить ответы ребенка.
Важно понимать, что если ребенок ни разу не гулял один, то невозможно за одну беседу обучить его всем правилам и предостеречь его от всех случаев, которые возможны на прогулке. Это в любом случае процесс – подготовка ребенка к самостоятельной прогулке. Мы постепенно доводим до сведения ребенка, что есть определенные опасности, в которых нужно поступать определенным образом. Это несколько бесед с ребенком, несколько занятий. Приучать к самостоятельным прогулкам лучше постепенно. Сначала 15 минут, потом полчаса, потом час. Нужно знать безопасные участки рядом с домом (их, кстати, тоже можно отметить на самодельной карте). Я их называю «островки безопасности». Когда, например, ребенок понимает, что его хотят схватить, но не может убежать домой. Он может побежать в ближайший магазин, аптеку, и там попросить о помощи.
«При силовом захвате разрешается ВСЕ!»
Что делать, если ребенка схватили и куда-то уводят силой? Правильная реакция при силовом захвате – громко кричать правильные вещи: «Помогите! Это не мой папа! Меня зовут Ваня Иванов! Меня уводит силой! Вызовите полицию!» Например, в сериале «Отчаянные домохозяйки» есть момент, кода девочка, когда ее схватили за руку, кричит: «Отпусти меня! Это не моя мама! Я не знаю эту женщину!» Можно посмотреть этот отрывок с ребенком.
Важно донести до ребенка, что при силовом захвате разрешается все. Ты можешь кричать, кусаться, брыкаться ногами. Очень важно, когда ребенок зовет на помощь, установить зрительный контакт с кем-нибудь и обращаться к конкретному человеку. Есть такой психологический феномен, когда кто-то зовет на помощь, и людей вокруг очень много, то каждый думает, что поможет кто-то другой. Важно, чтобы ребенок обращался к какому-то конкретному человеку: «Женщина в красном пальто! Помогите! Меня уводят силой! Я не знаю этого человека!» Важно назвать свое имя и фамилию. Любыми способами надо привлекать к себе внимание.
Можно отработать эти навыки в игровой форме. Например, дети встретились в парке или на площадке. Предложите им устроить соревнование, кто будет громче шуметь и кричать. Потом устроить соревнование по бегу. А потом скажите ребенку – ты сейчас так классно и громко кричал! И так здорово, быстро бегал! Если будет такая ситуация, когда кто-то тебя на улице схватит и куда-то потащит – так же громко кричи и зови на помощь! И также быстро беги в свой «островок безопасности» (аптека, магазин).
«Если ребенка запугивать, он научится только бояться»
К сожалению, тактика запугивания очень популярна. Когда мама говорит своему ребенку, что может конкретно с ним случиться: «Если ты сядешь в машину к незнакомцам, тебя могут увести куда-то плохие люди, и мы больше тебя никогда не увидим». Я называю этой прямой проекцией. Ребенок, представляя эту картину, а ведь у детей очень хорошо развито образное мышление, уже видит себя в роли жертвы. Попадая в такую ситуацию, ребенок начинает испытывать страх и ужас. И если, не дай Бог, попадет ребенок в действительно опасную ситуацию, вся его энергия будет направлена на борьбу с этим страхом. Но ведь родители, обучая ребенка безопасному поведению, хотят, чтобы в случае чего он правильно реагировал. Поэтому лучше использовать косвенную проекцию – когда мы на каком-то персонаже показываем потенциально опасную ситуацию, когда кто-то другой играет роль жертвы. А ребенок со стороны может увидеть объективно, что может произойти, как из этой ситуации лучше всего выйти, как уклониться от опасности. Если ребенка запугивать опасностями, то он будет, к сожалению, обучен бояться этих ситуаций, а не правильно действовать в них.
Тема сексуальной безопасности
Мы можем обучить ребенка конкретным действиям. Рассказать, что есть хорошие прикосновения, есть плохие. Какие прикосновения допустимы с людьми, которых мы считаем своими – родители, бабушки, дедушки. Со своими людьми мы обнимаемся, мама, папа, бабушка может ребенка обнять, поцеловать, погладить, взять на колени. Но такие прикосновения не допустимы со стороны людей знакомых или чужих.
- Как ребенку объяснить, что опасность может быть не только во внешнем мире, но и внутри семьи?
Обучать сексуальной безопасности лучше с самого малого возраста. Когда ребенку 1.5-2 года, мы уже можем начать обучать этому ребенка. Мы учим ребенка показывать глазки, носик, ротик. Рассказываем о строении тела – это ручки, это ножки, это животик. Мы можем показывать ребенку, что есть интимные места, можно сначала называть эти места «секретными» и объяснять, что никому нельзя трогать эти секретные места. Когда мама ребенка купает, вытирает его полотенцем, можно в этот момент поговорить, буквально одну минутку, на эту тему. Сказать –мы вытираем тебе грудку, животик, попу, писю. И вот попа и пися это твои секретные места, которые никто не должен трогать. Даже папа, даже дедушка! Если кто-то их будет трогать, ты должен сразу сказать: «Нет! Не трогайте меня!» Только мама может их трогать (во время мытья).
Если ребенок идет к врачу, надо его обязательно предупредить, что сейчас доктор может посмотреть твои секретные места. Я буду рядом, это с моего разрешения. И, конечно, рассказать, как ребенку действовать, если кто-то попросит показать ребенка его секретные места, или попросит их потрогать. Или какой-то взрослый незнакомый человек попросит ребенка потрогать свои секретные места. Что нужно делать? Убегать и рассказывать родителям. На случай прикосновений можно ребенку дать опорные фразы: «Убери руку!» «Не трогайте меня!» После этого сразу уйти, убежать от этого человека.
- Какие мультфильмы, сказки, книги можно почитать и посмотреть на эту тему детям?
Сейчас есть специализированные обучающие мультфильмы. «Уроки совуньи», «Спасек и его друзья» - МЧС России выпускает такой мультсериал. «Аркадий Паровозов спешит на помощь» - там разбирают разные опасные ситуации, из которых Аркадий Паровозов помогает выбраться. Есть серия про безопасность у Фиксиков.
Беседовала Елена САЙ
Если все-таки ребенок пропал. Что делать?
Памятка от поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»
Первые 48 часов после исчезновения ребенка наиболее важны для поиска и его благополучного возвращения. Kак правило, именно эти часы оказываются не использованными вследствие паники и ужаса, которым поддаются родители. Держите себя в руках, помните, что возвращение вашего ребенка домой зависит от вашей собранности и точности ваших действий.
Не вернулся? Нигде нет? Телефон недоступен?
Первые 24 часа
- Оставьте заявление в полиции по месту пропажи ребенка. Обязательно требуйте регистрации заявления, приложите к нему свежую фотографию. Требуйте немедленной передачи заявления следователю, узнайте номер его телефона, всегда держите под рукой. Следователю постарайтесь передать максимально полную и точную информацию, не скрывайте конфликты в семье и с окружением, плохие привычки ребенка.
Помните - розыскные мероприятия должны начаться незамедлительно! Не нужно ждать ни 24 часа, ни трое суток, прежде чем сообщить о том, что пропал ребенок.
- Максимально быстро включите услугу "маяк" на мобильном телефоне ребенка, даже если он отключен. Местонахождение сотового аппарата будет локализовано в момент возможного включения.
- Внимательно осмотрите дом и особенно комнату ребенка. Помните, что одежда, постельное белье, личные вещи, компьютер, и даже мусор могут содержать ключи к местонахождению вашего ребенка. Cохраните список последних посещённых сайтов, а также всю переписку и общение ребёнка в социальных сетях, форумах и т.п., передайте следствию.
- Составьте подробное описание особых примет, одежды, обуви и личных вещей вашего ребенка в момент исчезновения. Включите в описание родимые пятна, шрамы, татуировки, характерные манеры. Передайте следователю.
- Записывайте, как можно более подробно, всю поступающую информацию, фиксируйте все телефонные звонки: имена, номера телефонов, дата и время звонков, содержание разговора и другие данные, касающиеся каждого вызова. Установите АОН на домашний телефон, обязательно оставляйте кого-то принимать и записывать звонки, когда вы уходите.
- Составьте список друзей, знакомых, одноклассников, обзвоните всех, кто может знать о местонахождении ребенка. Будьте особенно внимательны к тем, кто видел его незадолго до исчезновения, пусть максимально точно вспомнят, где и при каких обстоятельствах это было, что говорил ребенок, в каком был настроении. Записывайте все. Список тех, кто видел ребенка незадолго до пропажи, передайте следователю.
- Возьмите распечатку входящих и исходящих звонков по номеру вашего ребенка (эта возможность есть у лица, на которое оформлена сим-карта) у оператора сотовой связи за максимально возможный период времени. Проанализируйте частоту и время звонков, отдельно отметьте незнакомые номера, передайте распечатку с пометками следователю, оставьте себе копию. Cоставьте список входящих и исходящих вызовов городского телефона, проанализируйте, также передайте следователю.
- Распечатайте как можно больше листовок формата А4, лучше цветных, со свежей хорошей, четкой фотографией ребенка, описанием примет, одежды, места и подробностей исчезновения. Не забудьте в листовке указать контактные телефоны полиции и семьи. Расклейте их на остановках городского транспорта.
- Распечатайте или найдите карту района и держите её при себе вместе с блокнотом для записи звонков. Наносите на карту места, где ребенка видели часто, где видели в день пропажи.
- Вспомните, какие события происходили в вашем районе в день или накануне исчезновения, какие проводились мероприятия (соревнования, празднования). Запишите, список передайте следователю.
- Постарайтесь привлечь к поиску как можно больше людей, привлекайте волонтерские организации, занимающиеся поиском. Не дожидаясь помощи полиции, осмотрите места сбора молодежи в районе, стройки, гаражи, чердаки и подвалы, ближайшие парки. Расклейте ориентировки на остановках городского транспорта, подъездах, магазинах, других часто посещаемых местах.
- Внимательно осмотрите окрестности места, где ребенка видели в последний раз, найдите установленные камеры наружного наблюдения. Составьте список с адресами, передайте следователю как можно скорее – записи могут быть уничтожены уже через сутки.
- Если следователь не возражает, используйте все доступные информационные каналы – СМИ и интернет для оповещения о случившемся.
Проверяйте ход розыскных мероприятий
Вторые 24 часа
- Поговорите со следователем о шагах, которые уже предприняты или планируются для поиска ребенка. Пусть вас не пугает, если следователь открыл дело по статье 105 «Убийство». Только эта статья дает следствию максимальные возможности и полномочия.
- Еще раз внимательно посмотрите список друзей и знакомых, расширьте, добавьте всех, кто мог видеть вашего ребенка, соседей, работников двора, курьеров службы доставки. Вспомните, в последнее время не приезжали или уезжали соседи, не было ли конфликтов с соседями, родственниками или коллегами, не изменялись ли в последнее время отношения с кем-либо. Всю информацию передайте следователю.
- Продолжайте распространение информации о пропаже. Постарайтесь разместить листовки на вокзалах и в аэропортах, передать сотрудникам ДПС на точках выезда из города, сотрудникам транспортной милиции.
- Будьте готовы к тому, что вашим положением будут пытаться воспользоваться разнообразные нечистоплотные личности и будут звонить психически неуравновешенные люди, поэтому в листовках для контакта лучше указывать телефон наиболее выдержанного и здравомыслящего члена семьи.
Большинство детей находят живыми и здоровыми в течение первых 48 часов с момента пропажи. Но каждая минута, проведенная в ожидании, может стоить пропавшему жизни!
*** Отдельно по поводу экстрасенсов. По нашему опыту в реальной жизни, на реальных поисках ни разу не помогли ни маги, ни ведуны, ни ясновидящие, ни шаманы. Мы не советуем к ним обращаться, это бессмысленная трата сил, времени и денег.
Фото - фотобанк Лори