Факультет, на котором я училась, находится в одном здании с подготовительными курсами для иностранцев.  К окончанию университета многие девочки обзавелись иностранными ухажёрами и, после выпускного, выходили за них замуж и уезжали в дальние страны. Буквально через год наше общение начало возрождаться, это было связано с появлением у нас новых общих интересов, связанных с беременностью, рождением детей, их воспитанием.

Моя хорошая знакомая вышла замуж за студента из Мали, и первого ребенка она рожала уже там. Катя рассказала, как в этой стране происходит наблюдение за беременными, роды, как относятся к воспитанию детей.

Материнство в Мали. Фото с сайта 24smi.org

 

Беременность в Мали

Семейную жизнь Катя с мужем начала строить в столице Мали, городе Бамако.  О том, что беременна, поняла на второй месяц. В Мали есть женские консультации, подобные российским, но, поскольку Катя не была гражданкой этой страны, то решила посещать платную клинику.

Один прием врача стоит 30 евро.  На первом приеме Катю отказались ставить учет, беременность подтвердили и сказали приходить в 12 недель. На втором приеме врач снова провел осмотр, сделали УЗИ, назначили множество анализов: на СПИД, группу крови, резус–фактор, общий анализ крови.

Конечно, как только Катя узнала о беременности, то начала штудировать сайты и форумы по детству и материнству, и уже знала, что на протяжении всей беременности нужно будет чуть ли не каждые две недели сдавать мочу на анализ. В местной консультации очень удивились, когда русская пациентка начала требовать такое направление. Оказалось, что узких специалистов, которые не относятся к деторождению, тоже проходить не нужно.

Живя в России, Катя стояла на учете у эндокринолога и уже давно принимала терапию, без которой организм не мог нормально функционировать.  В Мали эту информацию проигнорировали, сказали, что если у нее есть желание, то она может придерживаться предписания.

Всю беременность необходимо посещать консультацию, сначала один раз в месяц, после 30-й недели раз в две недели, и после 37-й – каждую. На каждом приеме делают УЗИ, смотрят, как развивается малыш.

На 16 неделе делают анализ крови, который должен показать, есть ли у ребенка какие-либо уродства.  Этот анализ делают все, но относятся к нему, как к бесполезному.  В стране не принято прерывать беременность, если с ребенком что-то не так, считается, что он должен прожить столько, сколько ему суждено. Сделать аборт или вызвать искусственные роды могут только если есть огромная угроза жизни матери.

На сохранение беременности кладут очень редко, помощь оказывают только в рамках дневного стационара.  Считается, что африканские женщины выносливые и отличаются хорошим здоровьем, за медицинской помощью они обращаются крайне редко. В консультацию можно приходить с мужем или мамой, но местные так не делают, ходят сами. Катя ходила с мужем из-за языкового барьера.

Катя с мужем - Кали

Роды в Мали

Понятия предродовой госпитализации в Мали нет. Женщина ходит в консультацию до 40 недели, если роды не случаются, то ждут еще три дня, а потом дают направление в роддом. В роддоме прокалывают пузырь, колют стимуляторы для начала родовой деятельности.

Государственные роддома в очень плохом состоянии, поэтому Катя рожала в частном роддоме. Схватки начались дома ночью, Катя с мужем собрались поехали в роддом. Добираться до роддома нужно самостоятельно, службы скорой помощи в Мали не существует. Оказалось, что врачи работают до 18.00, и в случае, если врач нужен позднее, за ним нужно ехать самим. Здесь Кате повезло: ей дали контакты женщины-врача, которая полжизни прожила в Польше и могла говорить на ломанном русском.

Процедура подготовки к родам не отличается от российской. В предродовой было три женщины, кроме Кати. Во время сильных схваток Катя начала кричать, что очень не понравилось местным женщинам. Они делали ей замечания, а сами за все время практически не издавали звуков.

Когда с начала родов прошло больше восьми часов, а шейка так и не начала раскрываться, стало понятно, что нужно делать кесарево. Но на дворе стояло ранее утро, врача-анестезиолога еще не было, и за ним нужно было ехать домой. Когда его все же привезли, Катя попросила сделать ей общий наркоз, потому что сил уже совсем не осталось.

Когда отошла от наркоза, сразу принесли дочку. По местному обычаю, все родные и близкие должны поздравить мать с рождением ребенка. Еще одна особенность малийских роддомов – в них не кормят. Считается, что роды — это весьма обыденная процедура, и, если роды прошли легко, то маму с ребёнком выписывают через 2-3 часа, а если тяжело, есть разрывы, то могут продержать в клинике еще пару часов, но обычно роженицы стараются уехать поскорее. Кате из-за кесарева сечения пришлось три дня находиться в стационаре. За это время ее ни разу не покормили, только один раз протерли пол в палате, сменилось шесть соседок.

Мали. Семья, спящая в палатке в жаркий летний день. Фото с сайта news.nationalgeographic.com

Мамы и врачи не носятся с детьми, в палатах, по российским меркам, полная антисанитария.  Младенческая смертность очень высокая – средняя малийская женщина за жизнь рожает 8 детей, до 7 лет доживает только четверо. В первые часы ребенку ставят прививку, аналог нашей БЦЖ. 

Выписка происходит обыденно, без цветов, шаров и фотографов. На выписке произошла неприятная история: счет, который им выставили, был в три раза больше, чем говорили изначально (в переводе на рубли получилось около 30 000 рублей).  Катя сказала, что муж отказался платить такую сумму и начал торговаться, и, как бы странно это ни звучало, но они смогли отбить 30% от суммы.

Катя с новорожденной дочкой

Дома с новорожденным

В России на второй день после выписки домой приходит участковый врач, потом еще несколько недель ходит патронажная сестра. В Мали этого нет. Если есть вопросы, ребенок заболел – необходимо ехать с ребенком в больницу.  Женщина обязана кормить грудью, если нет молока, это считается позором. Если есть проблемы с грудным вскармливанием, то обязательно придут все родственницы и начнут учить, как правильно прикладывать ребенка, сколько пить жидкости.  Кстати, никакой диеты для кормящих мам у них нет, женщина может есть все. Если у матери так и не появляется молоко, то среди родственниц обязательно найдется кормилица, которая будет кормить малыша.

Мали – бедная страна, и социальные условия очень отличаются от наших.  Многие беременные работают до самых родов. Декретных и других выплат на ребенка нет.  Когда ребенку исполняется два месяца, мама может выходить на работу, но, как правило, этого не делает, пока малышу не исполнится год.

Катя с дочкой Викой

Второго ребенка Катя рожала в России, сейчас они с мужем живут «на две страны». Катя уверенна, что, если  ей и предстоит еще рожать,  она обязательно приедет на роды в Россию.