В прошлой статье мы говорили о жемчужине русского севера - знаменитом Кирилло-Белозерском монастыре, стоящем на третьем месте среди крупнейших обителей России. Но, будучи самым известным, он является отнюдь не единственным монастырем Белозерского края. Эти места, казалось бы столь уединенные и безлюдные, были в те давние века средоточием веры и благочестия. Точное число монастырей, существовавших в разные годы на территории нынешних Белозерского и Кирилловского районов Вологодской области, я назвать не берусь, но полагаю, что оно приближается к двум десяткам. В этой статье мы поговорим лишь о нескольких, наиболее примечательных обителях.
Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере
Это самая древняя обитель Белозерья, появившаяся на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. Спасо-Каменный монастырь основал в 1269 году Белозерский князь Глеб Василькович по обету, данному им во время жестокого шторма, застигшего его судно в Кубенском озере.
Озеро Кубенское - одно из крупнейших озер Вологодской области, и в те времена оно представляло большую опасность для корабельщиков. В его северо-восточной части находится остров Каменный, размерами всего 120 на 70 метров, на котором и возник монастырь.
Зимой метели заметают все дороги к обители. Весной, в половодье, остров окружают нагромождения льда, отрезая его от внешнего мира. Ледяные горы пробивают крыши, корежат стены построек, а однажды льды вытеснили со дна озера огромный камень и забросили его на крышу келейного корпуса. Немалых трудов стоило вернуть камень на землю. Талые воды размывают берега, подмывают строения. Летом случаются туманы, наводнения и бури. Узкая отмель, соединяющая остров с берегом, весной скрывается под водой. Монахам и послушникам приходилось ежегодно ремонтировать здания и укреплять сваями и камнями берега.
При великом князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя - постриженник Афона Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел устав афонских обителей, заложил традиции, которые сформировали престиж, авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед. Обстановка в монастыре на крошечном острове способствовала полной отрешенности от мира, углубленности в молитву. По строгому афонскому уставу в монастырь был запрещен вход женщинам, бани вынесены за его территорию на песчаные отмели. Отмели так и называются с тех пор - Банные.
Как многие другие северные обители, Спасо-Каменный монастырь служил местом заточения опальных политических и церковных деятелей. Он имел неплохое экономическое положение: почти все монастыри Севера владели земельными угодьями, но лишь каждый третий владел еще и крестьянами. К таким крупным вотчинникам принадлежал Спасо-Каменный. Во время наивысшего экономического расцвета на острове проживали 93 монаха. В вотчинах насчитывалось 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, а в них 819 душ крестьян-мужчин, в Вологде два подворья, а в Тотьме две соляные варницы.
О престиже монастыря говорит и то, что, начиная с середины XVI века, вместо игуменского, он имеет архимандритское настоятельство. О роли, которую занимал Спасо-Каменный среди Российских монастырей, можно судить по тому, что подпись его настоятеля в документе об учреждении Московского Патриаршества в 1589 г. была двадцать четвертой, выше всех вологодских настоятелей.
Монастырь преследовали частые пожары. В 1476 г. деревянная обитель сгорела дотла. Спустя 185 лет разразился новый страшный пожар. Сгорела утварь, иконы, ризница, библиотека, выгорели все деревянные постройки, рухнули своды храмов, расплавились колокола. Но это было время экономического расцвета, и обитель быстро восстановилась.
24 июля 1774 г. монастырь сгорел в третий раз. Виновником стал один из содержавшихся тогда в монастыре ссыльных, "сумасшедший". Но это был уже другой исторический период. Прошли Петровские реформы, вышел Манифест Екатерины Второй о секуляризации церковных имуществ, земель и крестьян. Обитель была переведена на государственное содержание в третий класс с игуменским настоятельством. Количество монахов не превышало 15-20 человек. При таком положении дел о самостоятельном восстановлении не могло быть и речи. Вследствие этого по Указу Святейшего Синода Спасо-Каменный монастырь был упразднен.
26 лет он находился в запустении. В 1801 году по ходатайству и на средства местных купцов и крестьян монастырь был возобновлен. Он превратился бы в типичную провинциальную обитель с богатым прошлым и скромным настоящим, если бы не иное предназначение. Монастырь стал спасателем в буквальном смысле слова. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция по линии Императорского Российского Общества спасения на водах.
На крыше келейного корпуса был установлен маяк - большой мощности керосиновая лампа в специальном застекленном сооружении. Его свет был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую за 4 версты. В Петербурге на заводе Орлова был отлит именной колокол и доставлен на остров, чтобы подавать звуковой сигнал во время туманов и зимних метелей.
Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью.
Закрыт был Спасо-Каменный в июне 1925 года. Настоятелю, иеромонаху Анатолию и пяти монахам было приказано в ближайшее время найти другое место жительства. Трех послушников признали укрывающимися от военной службы, и дело послали в милицию. Жилые помещения передали Губотделу народного образования для устройства колонии для малолетних преступников.
В июле детей привезли на остров. А в сентябре в монастыре возник пожар. Выгорели братско-настоятельский корпус, трапезная и колокольня. Рухнули перекрытия, обвалились своды и стены. На Преображенском соборе сгорела кровля. Из пяти глав сохранилась только одна. Колонию перевели в другое место.
В 1937 г. был взорван Спасо-Преображенский собор. Новой власти требовался кирпич для строительства дома культуры. Однако стены храма разломились на крупные фрагменты: кирпич, из которого они были сложены - ручной работы, и разобрать кладку оказалось невозможным.
Потом на острове организовали пункт по приему и переработке рыбы. В середине 60-х годов прошла еще одна акция по разорению монастыря, хотя казалось бы, и разорять-то уже было нечего. С ведома районного начальства вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов. Камни эти использовали при строительстве на других объектах. Рыбаки, охотники, отдыхающие разводили на руинах храмов костры, оставляли горы бутылок и мусора. Оскверняли и разрушали никем не охраняемый монастырь.
Но благодаря проводившимся в разные годы исследованиям и обмерам, была создана богатая база чертежей и иных материалов по разрушенным монастырским постройкам, которая позволяет надеяться на восстановление монастыря. Как всегда, вопрос упирается в отсутствие материальных средств.
В 1998 году на южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню "об един день" и освятили ее во имя всех вологодских святых. С середины 1999 года областная администрация включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. В настоящее время идет процесс передачи монастыря церкви.
Ферапонтово
В 20 км от города Кириллова, на высоком холме между двух озер расположился Ферапонтов монастырь - дивный камерный ансамбль, известный прежде всего благодаря росписям своего главного собора, выполненным знаменитым Дионисием.
Основатель монастыря, преподобный Ферапонт (в миру Феодор) родился в 1337 году в Волоколамске. В юном возрасте он принял постриг в московском Симоновом монастыре, где и прожил до 60-летнего возраста. За эти годы по различным монастырским делам ему неоднократно приходилось бывать в Белозерье. Ферапонт знал и любил эти края, поэтому неудивительно, что, покинув монастырь в 1397 году вместе со своим другом, преподобным Кириллом Белозерским, он отправился именно сюда.
Вместе они выкопали себе келью на берегу Сиверского озера, положив начало Кирилло-Белозерскому монастырю. Однако уже через год Ферапонт покинул Кирилла и основал свою собственную обитель на холме между Бородавским и Паским озерами. В те давние времена эти озера не были замкнутыми, а имели выход по речке Бородаве в бассейны больших рек - Северной Двины и Волги.
Расчистив лес, Ферапонт поставил келью и обнес ее оградой. Жизнь монаха-отшельника была нелегкой: ежедневный тяжелый труд, чтобы добыть себе пропитание, постоянный страх стать жертвой лесных зверей и разбойников. Но вскоре люди потянулись к новой обители, стали селиться неподалеку, к преподобному присоединились другие иноки. Был построен первый храм - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Ферапонт с Кириллом продолжали общаться, советоваться по поводу всех своих начинаний. Но развивались Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, появившиеся один за другим в 1397 и 1398 годах, совершенно по-разному. Первый превратился в мощную крепость с множеством храмов, пользующуюся покровительством самых богатых и влиятельных людей государства, а второй остался крошечным белокаменным городком на высоком холме.
Через 10 лет после основания монастыря, в 1408 году, по просьбе белозерского и можайского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт переселился в Можайск, где основал еще один монастырь - Лужецкий. Там же он и скончался в 1426 году, в возрасте 89 лет.
В то же время Ферапонтов монастырь не был такой уж уединенной отшельнической обителью. Конечно, владения его не могли сравниться с Кирилловскими, но, тем не менее, в XVII веке монастырю принадлежали 4 села, 2 сельца, 54 деревни, 12 селищ и 95 пустошей, также за ним числилось 324 крестьянских двора.
Главное сооружение Ферапонтова монастыря - собор Рождества Богородицы, построенный в 1490 году взамен более ранней деревянной церкви. Это второе по времени каменное сооружение Белозерья.
Бесценное достояние собора - его стенопись, выполненная в 1502 году иконописцем Дионисием с сыновьями - Феодосием, Владимиром и Андреем. Техника выполнения фресок была общепринятой на Руси. Сначала по сырой штукатурке быстро наносился рисунок, потом делались подкладки под основные тона. По высыхании живопись завершали темперными красками, основу которых составляли протертые минералы, замешанные на яичном желтке.
Выбор сюжетов росписи традиционен. В куполе - Господь Вседержитель, ниже, в простенках светового барабана - шесть архангелов, еще ниже, в медальонах - праотцы. В парусах (треугольные элементы свода на переходе от четверика к барабану) согласно канону изображены четыре евангелиста. На сводах собора - сюжеты на евангельские тексты. На западной стене размещена композиция "Страшный суд". На опорных столпах - воины-мученики. Южная и северная стены, согласно канону, допускают несколько большую свободу. Дионисий разместил на них композиции на тему "Семь Вселенских соборов", на которых в IV-VIII веках были утверждены основные христианские догматы.
В конхах алтарных апсид изображены Богоматерь с Младенцем на троне, Николай Чудотворец и Иоанн Предтеча.
Помимо особого мастерства живописной техники, фрески поражают необычайной внутренней силой, от них исходящей. Именно это ставит их автора Дионисия в ряд с гениальными живописцами его эпохи - мастерами итальянского Возрождения.
В наши дни этот уникальный памятник фресковой живописи открыт для посещения в теплое время года при небольшой влажности воздуха. Ради поддержания оптимального температурно-влажностного режима посетителей в собор впускают группами не более пяти человек.
Позднее в монастыре появились еще несколько церквей. В 1530-1534 гг. была построена церковь Благовещения с трапезной палатой, где на общую трапезу собиралась вся братия. Ее строительство, очевидно, связано со знаменитой поездкой Василия III с женой Еленой Глинской в декабре 1528 года по заволжским монастырям, когда царская чета молилась о даровании им наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, родился 24 августа 1530 года и впоследствии дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 годах, во время своих посещений любимого им Кириллова монастыря. Он же был самым щедрым жертвователем в Ферапонтов монастырь.
В 1640 году к южной стене собора Рождества Богородицы была пристроена шатровая церковь Мартиниана. Игумен Мартиниан управлял монастырем, с небольшим перерывом, с 1430 по 1483 год. Его почитали в монастыре как второго основателя.
Около 1690 года церкви Благовещения и Рождества Богородицы были соединены каменными двухэтажными переходами, в середине которых поставили колокольню. В 1649 году были выстроены двухпролетные Святые ворота с надвратными церквами Богоявления и Ферапонта, увенчанными двумя изящными одинаковыми шатрами. Интересно, что если присмотреться к шатровым завершениям и всему фасаду, легко заметить, что он асимметричен. Однако, с учетом восприятия главного входа в монастырь не с фронтальной позиции, а с угла, с подъездной дороги, эта асимметрия придает всему сооружению гармоничный облик.
С 1668 года надвратная церковь Богоявления служила домовой церковью опальному патриарху Никону, проведшему в Ферапонтове 10 лет. В 1674 году для него даже было начато строительство обширных трехэтажных каменных келий, но оно не было завершено, поскольку в 1676, после кончины царя Алексея Михайловича, Никон был переведен на тюремное положение в Кирилло-Белозерский монастырь.
После этого экономическое положение монастыря стало быстро ухудшаться. В 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II проводилась "инвентаризация" российских монастырей, он был отнесен к разряду третьеклассных, и едва избежал упразднения. По существу, из-за недостатка монахов и средств на содержание он был обречен на вымирание. Что и случилось в 1798 году, когда указом Святейшего Синода монастырь был упразднен и превращен в обыкновенный сельский приход.
В течение целого века Ферапонтов монастырь пребывал в запустении, и лишь в 1904, по ходатайству игуменьи Таисии из Леушинского монастыря города Мологи, Синод разрешил учредить в Ферапонтове женский монастырь "с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства". Запущенные и полуразрушенные монастырские постройки начали постепенно восстанавливаться. Благодаря энергии игуменьи Таисии удалось привлечь к восстановительным работам знаменитых историков и архитекторов, членов императорской Археологической комиссии. Именно это позволило сберечь уникальные фрески Дионисия от позднейших дилетантских поновлений. Реставрационные работы проводились только отмыванием росписей.
Однако "вторая жизнь" монастыря была недолгой. После революции монастырь вновь был упразднен. К счастью, он не подвергся разрушению, и его уникальная стенопись уцелела. Ныне Музей фресок Дионисия привлекает в Вологодскую область туристов из всех уголков земли.
В сентябре 1990 года Богоявленский храм был передан общине верующих села Ферапонтово. Остальные постройки, ради сохранения уникальных древнерусских фресок, должны сохранить статус музея. В августе 1992 года патриарх Алексий II, посетивший Ферапонтов монастырь, благословил труды хранителей музея и реставраторов.
Нило-Сорская пустынь
Ведя рассказ о Белозерском крае, мы невольно снова и снова возвращаемся к Кирилло-Белозерскому монастырю. Это неудивительно - он играл в жизни края центральную роль, даже более значительную, чем столица - город Белозерск.
Итак, во второй половине XV века в Кирилло-Белозерском монастыре существенную роль стали играть так называемые нестяжатели. Исповедуя учение своего идейного вождя Нила Сорского, они выступали против "вещелюбия" и даже в иконописи отрицали "гладкие женовидные лица", говоря, что красота иконы не должна вступать в противоречие с ее идеей. Влияние нестяжателей было столь велико, что в этот период монастырь почти не приобретает новых земель и даже приостанавливается почти всякая строительная деятельность в обители. Впрочем, с начала следующего века среди братии становятся более популярны идеи иосифлян - сторонников взглядов Иосифа Волоцкого. Основной смысл его учения состоял в том, что церкви наращивать свое материальное благосостояние нужно и должно, дабы всегда иметь возможность обогреть нищих и накормить голодных.
А сам Нил Сорский в 1450 году вместе с учеником, иноком Иннокентием, покинул богатый Кирилло-Белозерский монастырь и основал в 18 километрах к северу собственную обитель. Поначалу это был лишь уединенный скит среди разреженного леса из берез и елей, неподалеку от речки Соры. Нил с Иннокентием срубили часовенку и две кельи на расстоянии броска камня, чтобы даже звук молитвы не нарушал безмолвия соседа. В сыром сумраке своей кельи записывал старец мысли о благоговейном созерцании: "Утишь ум, освободи от плена помыслов… внимай сердцу".
Но приходили монахи и просились жить подле отшельника, движимые желанием подражать ему. Нил Сорский с большой тщательностью выбирал братию, принимал лишь тех, кто действительно отличился в иноческом труде. К концу его жизни в обители насчитывалось не более двенадцати келий, и одна деревянная церковка Сретения Господня. Церковь поставили на другом берегу Соры, посреди обширного болотистого луга, а землю под ее основание иноки носили в коробах на собственных спинах.
Скончался преподобный Нил Сорский в мае 1508 года, и был похоронен у стен Сретенской церкви. Вскоре после его кончины рядом воздвигли вторую церковь, теплую, с трапезной, во имя Ефрема Сирина, особо чтимого Нилом. Позднее над гробом преподобного поставили церковь Иоанна Предтечи.
За последующие триста лет обитель пришла в полный упадок. Но в начале XIX века идеи Нила Сорского обрели вторую жизнь. Его разрозненные труды стали изучать, а в Сорскую обитель в 1836 году пришел инок Никон, в схиме Нил.
Он застал обитель в плачевном состоянии. Покосившиеся кельи, восемь человек монахов, и все - сосланные сюда из Кириллова за нерадивость и пьянство. Никону удалось в короткие сроки возродить пустынь. Очень скоро собралась достойная братия. На месте деревянных церквей поднялся каменный трехпрестольный собор во имя Тихвинской Божией Матери. Церковь Иоанна Предтечи перенесли в скит, к келье преподобного. А на той болотистой низине, куда когда-то Нил Сорский с единомышленниками носили землю под церковь Сретения, образовалась новая обитель - Нило-Сорская пустынь. Ее окружила каменная стена с кельями, а над вратами поднялся храм Покрова.
Эта стена с деревянными башенками по углам существует и сейчас. Вот только скрывает она теперь не святую обитель, а нечто совсем иное. Здесь помещается интернат для душевнобольных.
Над входом сохранились очертания надвратной церкви, но из-за ограды не видно ни одного креста. От Тихвинского собора остались лишь стены, главы срублены, притворы разрушены. Могила преподобного Нила Сорского у юго-восточного угла храма никак не отмечена. Место, где стоял скит преподобного, поросло кустарником.
Пустынь - довольно уединенное и оторванное от цивилизации место. Вокруг бывшего монастыря теплится крохотная деревенька, куда дважды в день - утром и вечером - приходит автобус из Кириллова. Белье полощут в сильно обмелевшей Соре, превратившейся с годами в узкий заболоченный ручек. А ведь когда-то она давала большие уловы, вращала мельничные жернова...
Да и неудивительно, что место, называемое в народе без особого пиетета "психушкой", не пользуется особой популярностью. Ни жители Кириллова и Ферапонтова, ни экскурсоводы не укажут вам туда дороги. Эта обитель скорби и безысходности - не место для туристов.
Кирилло - Новозерский монастырь
Несмотря на сходство названия с Кирилло-Белозерским монастырем, это совершенно другая обитель. Основана она на целый век позже монахом Кирилло-Белозерского монастыря, которого тоже звали Кириллом.
Новое озеро расположено в 40 километрах к юго-западу от города Белозерска.
На одном из многочисленных островов Нового озера и была основана обитель. По преданию, преподобному Кириллу Новоезерскому дважды явилась Богородица, и указывала идти на Белое озеро. Доверившись, Кирилл отправился в путь и вышел на берег небольшого озера с островками. Испросив разрешения у местных крестьян, монах переправился на остров Красный и поселился на нем. Вскоре к нему стали примыкать единомышленники и уже через год, в 1518 году первопоселенцы отстроили два небольших деревянных храма: во имя Воскресения Христова и Смоленской иконы Божьей Матери. Преподобный Кирилл прожил в своем монастыре 20 лет, и скончался в 1537 году.
Еще при жизни настоятеля монастырь обзавелся собственными угодьями. Великий князь Василий Иоаннович пожаловал ему деревни Кобылино (ныне Карл Либкнехт) и Шиднема. В 1584 году Иван Грозный пожертвовал обители 1000 рублей, множество церковной утвари, а также одиннадцать деревень вдоль берегов озера Нового. Известна легенда о событии, которое послужило поводом к столь щедрому дару. Однажды во сне царю явился старец Кирилл "с Нова озера" и наказал ему на другой день не входить в палату совещаться с боярами. Царь внял совету, а в тот день в палате обрушились своды…
В XVI веке монастырь получил многочисленные льготы, был освобожден от всех видов пошлин, и получил во владение, помимо земельных угодий, три озера.
Во время Медного бунта в 1666 году царь Алексей Михайлович спрятал своего воспитателя Бориса Морозова сначала в Кирилло-Белозерском, а потом и в Кирилло-Новоезерском монастыре. За эту услугу оба монастыря получили щедрое вознаграждение. Началось активное каменное строительство.
Первый каменный храм - Воскресенский - был заложен на острове в 1649 году на месте древней деревянной церкви. При нем был устроен придел, посвященный основателю монастыря - преподобному Кириллу Новоезерскому. Там же установили раку с мощами святого. В 1799 году собор был наполовину разобран и значительно перестроен в стиле классицизма.
В 1685 году и второй древний деревянный храм был заменен каменным. На средства царевны Софьи Алексеевны возвели теплую церковь Смоленской Богоматери с трапезной палатой и приделом Алексея человека Божия. 17 марта, в праздник этого святого, при монастыре открывалась ежегодная ярмарка. Алексеевская ярмарка, приносившая немалый доход обители, просуществовала почти 250 лет, с 1649 по 1892 год, когда, несмотря на протесты монастыря, была переведена в Белозерск.
В XVIII веке были построены еще несколько каменных храмов: надвратная Петропавловская церковь (1760), церковь Захарии и Елизаветы с братскими кельями (1760-1768). Было начало возведение каменной ограды, однако казна иссякла, и строительство не было завершено. К этому времени монастырь лишился значительной части своих владений, число братии сократилось до 10 человек.
В 1793 году во главе пришедшего в упадок монастыря становится архимандрит Феофан. За время его мудрого руководства, продолжавшееся 36 лет, была достроена ограда с шестью небольшими башенками и Святыми воротами, возведена колокольня. Вокруг храмов и вдоль стен располагались кельи. Стены стояли на свах прямо в воде, и, по отзывам современников, из окон некоторых келий "представлялась возможность удить рыбу". Число братии вновь увеличилось до 80 человек.
Красный остров при игумене Феофане был соединен с соседним Сладким островом деревянными мостками на сваях, вбитых в дно озера. Это было сделано на случай пожара, чтобы спасти святыни и ценности. На близлежащих островах и вдоль берега озера располагались гостиницы и другие монастырские службы. Здесь мы еще раз убеждаемся, что благосостояние монастырей в каждый период времени в значительной степени зависело от административного таланта их настоятелей.
В 1919 году все владения монастыря были конфискованы новой властью, у монахов отобрали даже одежду и личные вещи, и они были вынуждены разбрестись по окрестностям. А сам монастырь превратили в тюрьму для пожизненных заключенных. В этом статусе обитель пребывает по сей день.
Горицы
Село Горицы расположено в 7 км от Кириллова на берегу Шексны, которая соединяет Белое озеро с Волгой и является составной частью Волго-Балтийского канала. Здесь находится Воскресенский девичий монастырь.
Монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросиньей Старицкой "как место душевного успокоения и служения Богу". На деньги Старицких в том же году здесь был возведен соборный храм Воскресения. К этому времени два древнейших монастыря края - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов - существовали уже полтора века. В Ферапонтове были возведены оба главных монастырских храма, а в Кириллове стояло уже пять каменных церквей.
По существу, история Гориц - это трагедия, начавшаяся со времени основания обители. Своих родственников князей Старицких Иван Грозный считал соперниками и претендентами на престол. Будучи человеком неуравновешенным и подозрительным, он решил расправиться с беспокоившим его семейством. Князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, вместе с женой и детьми был убит, а его мать Евфросинью насильно постригли в монахини под именем Евдокии и в 1563 году сослали в основанный ею Горицкий монастырь.
Однако на этом жестокий царь не успокоился. Через 6 лет он направил в Горицы отряд опричников, которые ночью напали на монастырь и учинили жестокую расправу. Княгиню Евфросинью вместе с 11 другими монахинями расстреляли из пищалей и порубили саблями, а тела их были брошены на корм собакам.
Нападение на женский монастырь считалось тягчайшим грехом. А в то же самое время лицемерный царь поведывает старцам Кириллова монастыря о тайном желании принять постриг.
Однако этого не происходит. Вместо монашества Иван IV бесконечно меняет жен. Надоевших ему женщин он ссылает в различные монастыри. Четвертая супруга царя - Анна - оказалась в Горицах. Туда же попала восьмая по счету жена Ивана Грозного - Мария Нагая. Правда, это случилось уже после смерти царя. Вначале Мария была вместе с сыном, царевичем Димитрием, отправлена в Углич. После трагической гибели царевича, Борис Годунов, которому большинство историков приписывают убийство, ухитрился горе матери обратить в ее вину. За то, что "недоглядела" за сыном, он велел постричь ее в монахини, и она тоже оказалась в Горицком монастыре. А несколько позже по иронии судьбы в Горицы попала дочь самого Бориса - царевна Ксения.
В XVI веке монастырь приобрел дурную славу за вольность нравов обитательниц. Случалось и воровство, и распущенность, и пьянство среди отдельных монахинь. Известны даже факты рождения детей...
Однако, как было сказано, многие женщины попадали сюда не по доброй воле. А насильно переделать человека невозможно. Отсюда и случаи поведения, недостойного монашеского звания.
Те же, кто приходили в обитель, следуя внутреннему предназначению духовной, аскетичной жизни, не были так заметны и остались в безвестности.
Впрочем, и у Горицкого монастыря был свой золотой век. С момента основания Горицкая обитель была достаточно состоятельна. Она получала жалование, владела землями, угодьями, перевозом через Шексну, что давало немалый доход. Да и "сильные мира сего" направляли пожертвования за содержание знатных ссыльных. И все же к началу XIX века монастырь постепенно пришел в экономический упадок.
В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия (в миру белозерская помещица Мария Ходнева), которая за короткое время сумела возродить монастырь и превратить его в одну из самых выдающихся и известных женских обителей в России. В 1915 году путешественник С. Перов отмечал: "Ряд мастерских с производством икон, шитых и тканых предметов одежды и убранства, обуви. Огромная хлебопекарня. Культура цветов: садовых и комнатных. Прекрасное полевое хозяйство и даже своя пристань по Шексне". "Монастырь утопал в цветах", - вспоминают местные жители.
Но близился 1917 год, а с ним - гибель монастыря.
Красноармейский отряд, как когда-то опричники Ивана Грозного, ворвался в монастырь. Монахинь посадили на старую баржу, спустили вниз по Шексне и затопили. Но, к счастью, некоторым монахиням удалось спастись. Обладая даром предвидения, игуменья Калерия вовремя увела их, и они успели укрыться в окрестных деревнях. Еще несколько лет инокини прожили в монастыре, а в 1932 году он был окончательно закрыт.
По воспоминаниям местных жителей, матушка Калерия предсказывала и войну, и голод, и то, что на месте Троицкого собора будут пляски (ныне в здании собора - сельский клуб). Но она же говорила и о том, что все это временно, и монастырь возродится в былой своей славе.
В 1997 году в обитель снова пришли монахини. Местные жители пытаются на свои средства возродить один из храмов - Введенскую церковь. Но средств и сил нескольких монахинь не достаточно для восстановления всего комплекса, и большая часть монастыря до сих пор в запустении.
В истории этих пяти северных монастырей прослеживаются общие черты. Хотя основаны они в разные годы и при разных обстоятельствах, у всех их были периоды расцвета и упадка, примерно совпадавшие по времени. "Золотым веком" для всех этих обителей был период правления Василия Третьего и Ивана Грозного, на который приходится экономический расцвет края. Все они пострадали от польско-литовского нашествия в 1612-1613 годах, но, обладая неплохим экономическим потенциалом, быстро восстановились. Постепенный упадок и запустение постигли их к концу XVIII века, три из них были упразднены, в двух других число братии сократилось до минимума. И все они пережили второй расцвет в середине - конце XIX века, оборвавшийся революцией и последующими годами советской власти.
А мы, совершив путешествие по Белозерским монастырям, отправимся, наконец, в столицу края, город Белозерск.
Белозерск
Белое озеро, занимая по площади 7 место в Европе, в то же время является самым мелким среди 20 крупнейших европейских озер: его глубина составляет всего 6 метров. При этом по Белому озеру проходит важнейший водный путь от Волги к Балтийскому морю.
Сильные северные ветры вызывают значительное волнение на озере, которое в былые времена значительно затрудняло судоходство, нередко делая его весьма небезопасным. Поэтому строительство в 1846 году вдоль берега Белого озера Обводного канала стало чрезвычайно значительным событием, сделавшим судоходство независимым от погоды. "Правда, что сила озера, в случае благоприятного ветра, такова, что никаким каналом заменена быть не может. Но эта сила подвержена переменам случая, который надобно было удалить. Последнее сделал канал", - писал путешественник С.П.Шевырев, посетивший Белозерский край в 1847 году. Судоходство по каналу осуществлялось силами бурлаков.
Канал отделен от озера дамбой, шириной около десяти метров, на которой разбит сквер. Для выхода к берегу устроен наплавной мост, который местные жители называют "лава". В настоящее время канал уже не играет такой роли, как прежде. Современные теплоходы движутся через озеро, а по каналу ходят разве что моторные лодки.
Сам же город Белозерск, один из самых древних городов в России, имеет славную многовековую историю. Счет своих лет он ведет от первого упоминания в списках “Повести временных лет” и древнерусских хронографов в 862 году. Тогда он был известен под именем Белоозеро. Сначала город тяготел к Новгороду, потом отошел к Ростову. А с 1238 года образуется самостоятельное удельное Белозерское княжество, просуществовавшее полтора столетия. На этот период приходится первый расцвет Белоозера, богатого торгово-ремесленного города на пути "из варяг в греки". Конец золотому веку Белоозера положила страшная эпидемия, опустошившая город. Оставшиеся в живых жители переселились на новое место, туда, где находится современный Белозерск.
Одной из славных героических страниц в истории края было участие белозер в Куликовской битве, где погибла почти полностью белозерская дружина, в том числе и князья белозерские. Вскоре после Куликовской битвы Белозерское княжество отходит к Москве, становясь ее уделом, а с конца XV века - уездом Московского государства.
Повелением Великого князя Ивана III, правившего в то время и решившего сделать Белоозеро своим оплотом на севере, была сооружена крепость - “рубленая осыпь”. Деревянные укрепления и башни за ветхостью были разобраны в 1758 году, но земляные валы и глубокий ров существуют и поныне. По степени сохранности этот памятник относится к числу лучших памятников подобного типа в России.
На ХV-ХVI века приходится второй расцвет города. На месте пути "из варяг в греки" теперь возник Онежский торговый путь, по которому в это время шла основная часть грузов на север. Значительный доход приносила городу рыбная ловля: отборную рыбу везли в Москву для царского стола. Особенно славились белозерские снетки и судаки.
На деньги горожан был построен величественный Успенский собор (1553 г.) - первая каменная постройка в городе. Надо сказать, что Успенские соборы, возводимые по подобию Успенского собора Московского Кремля, в этот период возводились во многих крупных российских городах. Так и в архитектуре белозерского собора угадываются черты прославленного московского прототипа.
К началу XVII века, в связи с перемещением торгового пути на Архангельск через реки Сухону и Северную Двину, процветавшее прежде Белоозеро постепенно приходит в упадок. Ускорило процесс запустения края “польско-литовское разорение”. Лишь во второй половине XVII века Белоозеро вновь начинает строиться.
При проведении городской реформы в 1778 году был утвержден регулярный план застройки, и город получил новое название - Белозерск. Согласно новому генеральному плану, город был разбит на кварталы, продольные улицы шли параллельно озеру, поперечные выводили к набережной. Эта структура сохранилась до сих пор.
В начале XIX века развитию города стала способствовать Мариинская водная система, которая начала действовать в 1810 году, а последним из ее сооружений стал Белозерский обводной канал.
К началу XX века в Белозерске было 17 храмов, но до наших дней большинство из них не дошло. К счастью, сохранились чудесная деревянная церковь Ильи Пророка 1690 года постройки, Преображенский собор "в валах" 1668-1670 гг., церковь Всемилостивого Спаса 1723 года. Примечательны также торговые ряды постройки середины XIX века, расположенные неподалеку от земляных валов.
Приведу еще одну цитату из повествования С.П.Шевырева: "Промышленность Белозерска, видно, не развила здесь потребности поесть, хотя не роскошно, но, по крайней мере, без отвращения. Кругом видишь бесконечные пространства вод: здесь и Шексна, славная стерлядями; и Белоозеро, имя которого соединено с понятием о вкусных снетках, а стерляди красуются в гербе под серебряною луною; здесь множество других озер и рек, конечно, изобильных рыбою. А между тем нигде, ни за какие деньги, вы ее не достанете. Вся, говорят, ушла в глубину, или в Москву, или на север. В самом же крае потребности нет".
Удивительно, что со времени написания этих строк полтора столетия назад в Белозерске произошло мало изменений в отношении еды. Пообедать в городе и сегодня практически невозможно. Два кафе, обнаруженных нами, работают с 19 часов. В кафетерии при продуктовом магазине нам с трудом удалось выпросить кипятка, чтобы заварить здесь же купленный быстрорастворимый суп.
Гостиница в Белозерске имеется. Часть этого трехэтажного здания занимает городская администрация. Впрочем, расстояние от Кириллова до Белозерска позволяет совершить поездку сюда за один день, не покидая Кирилловской гостиницы. Однако следует иметь в виду, что паром, осуществляющий переправу через Шексну, заканчивает работу в 20.30. А в зимнее время переправа возможна только по льду.
Оглавление:
Часть 1. Кашин, Калязин
Часть 2. Рыбинск, Тутаев, Череповец
Часть 3. Кириллов
Часть 4. Белозерский край
Часть 5. Вологда