Так сложилось в моей жизни, что после активной журналистской работы мне пришлось временно поработать в школе учителем младших классов. Было мне тогда немного за двадцать, поэтому я восприняла такой зигзаг в карьере с любопытством.

Не скажу, что учительство – мое призвание, но это был полезный опыт. К тому же я и в школе не забывала свою любимую работу, к которой вскоре вернулась. Мне всегда нравилось брать интервью у самых разных людей, и я решила внедрить эту форму общения в классе. Помимо того что мне самой это было интересно, такая практика позволяла научить детей свободно говорить, быстро находить нужные слова, отвечая на вопрос, иногда весьма неожиданный для них. Я знала, что многие из моих второклассников (мне достался сразу второй класс после прежней учительницы) не умели внятно изъясняться, многие стеснялись, кто-то начинал хихикать, не зная, что сказать. Поначалу только двое-трое детей доставляли мне истинное наслаждение своими высказываниями. Начинали мы с одного вопроса. Интервью были коллективные и один на один. Вот несколько вопросов, на которые отвечали дети. Каждый из этих вопросов начинался со слов: «Как ты думаешь…»

Умеешь ли ты дружить?
Можно ли давать списывать и списывать у других?
Имеет ли право учитель сердиться на ученика?
Нужно ли ставить ученика в угол, если он балуется на уроке?
Что такое «бесхарактерность»?
Зачем нужен распорядок дня?
Почему взрослым можно больше, чем детям?
Какая профессия самая нужная?
Что такое счастье?
Почему нужно уважать стариков?

Во время интервью я ставила на парту диктофон. Ребятам страшно нравилось потом прослушивать свои ответы. Записи эти у меня сохранились, иногда слушаю и улыбаюсь.

Приведу ответы одного мальчика (назовем его Сашей) на вопрос о том, можно ли давать другим списывать.

Photo by Austin Pacheco on Unsplash

«Можно ли давать списывать?»

Я. Саша, как ты думаешь, можно ли давать списывать другим ребятам?
Саша (удивленно). Вы же сами говорили, что нельзя!
Я. Ты со мной согласен?
Саша. Я согласен. Только я сам хотел списать у Кати на диктанте, а она тетрадку рукой закрывала, чтобы я не видел.
Я. Тебе было обидно?
Саша. Ага. Я же только одно слово хотел посмотреть.
Я. Интересно, какое?
Саша. А, не помню. Вот если бы ей надо было списать, я бы ей разрешил. Катька вообще вредная. Вы можете меня пересадить от нее?
Я. Погоди. А если бы ты списал у Кати, а она это слово написала с ошибкой?
Саша. О-па!
Я. Или если бы ты дал списать Кате, а потом оказалось, что ты сам допустил ошибку? Как ты считаешь, ты бы ее подвел?
Саша. Нет. Я же ее не заставлял списывать.
Я. А теперь подумай и расскажи мне, почему не стоит списывать у других и почему опасно давать списывать другим.
Саша. Ага, вдруг у того ошибки! Или у меня, а он потом скажет, что я дурак, дал ему списать как неправильно.
Я. Ты знаешь, что означает выражение «оказать медвежью услугу»?
Саша. Нет.
Я. Это значит, что ты думаешь, будто помогаешь человеку, а на самом деле своей якобы помощью доставляешь ему неприятности. Вот, допустим, ты очень хороший ученик и постоянно даешь списывать слабому ученику. Ты ему этим помогаешь или мешаешь?
Саша. Помогаю, конечно.
Я. Он научится самостоятельно учиться?
Саша. Да нет, вообще станет лентяем конченым.
Я. Значит, ты оказываешь ему какую услугу?
Саша. Ой, я что, медведь?
Я. А если, предположим, ты сам слабый ученик и стараешься списать у других вместо того, чтобы больше заниматься? Ты себе какую услугу оказываешь?
Саша. Медвежью?

Что такое «бесхарактерность»?


Лиза. Это значит, что у него нет никакого характера. Не злой, не добрый, никакой.
Я. А добрый человек может быть бесхарактерным?
Лиза. Да, если он слишком добрый. Всем помогает, всех слушается, а они ему не помогают. А у него нет характера, чтобы сказать: «А ну, убирайтесь вон!»

Зачем нужен распорядок дня?


Я. Антон, у тебя дома висит на стене распорядок дня?
Антон. Да.
Я. Зачем он тебе нужен?
Антон. Чтобы успевать все делать.
Я. Расскажи подробнее.
Антон. Я занимаюсь карате, хожу в музыкальную школу и на английский. Тренировки по карате три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу по вечерам. Поэтому в музыкальной школе учительница выбрала для меня другие дни, чтобы не в один день тренировка и музыка.
Я. Значит, педагог по музыке подстроилась под твое спортивное расписание? А почему не наоборот?
Антон. Потому что тренировки для всех, нельзя изменить расписание для меня одного. А по музыке занятия индивидуальные. Педагог своих учеников перетасовала и всех утрамбовала, как им подходит.
Я. Это она так сказала?
Антон. Да. У меня занятия во вторник и четверг, а в субботу еще сольфеджио и хор.
Я. А английский?
Антон. А по английскому мы с мамой выбрали группу, чтобы ходить по воскресеньям утром. Один раз в неделю, больше не получается. Но мы каждый вечер перед сном занимаемся дома с мамой. Всего полчаса, чтобы язык не забывался. После английского едем в бассейн поплавать.
Я. Кто составлял распорядок дня?
Антон. Мы с мамой.
Я. Расскажи, как вы это делали.
Антон. Сначала записали школу, тренировки, музыкальную школу и английский. Потом время, когда я дома занимаюсь музыкой. Потом вписали время обеда и ужина.
Я. А время на прогулку и свободное время?
Антон. Из музыкальной школы мы с дедушкой идем пешком. Если хорошая погода – заходим в сквер, дышим там зеленью.
Я. А в другие дни?
Антон. Не получается гулять. Еще только в субботу вечером и в воскресенье.
Я. А свободное время у тебя есть?
Антон. Да, в расписании так и записано: свободное время с 19.00 до 20.00. Целый час.
Я. Что ты делаешь в это время?
Антон. Лего собираю, рисую. Да что захочется, то и делаю.
Я. Тебе не кажется, что у тебя очень напряженный график? Тебе не хочется погулять во дворе, поиграть в футбол с мальчишками, просто побездельничать?
Антон. Да у нас во дворе все равно никто не гуляет и в футбол не играет.
Я. Ну хорошо, а если бы не было четкого распорядка дня?
Антон. Я бы не знал, сколько времени могу потратить на уроки. Сидел бы и в окно смотрел. И я бы тогда думал, что время резиновое.
Я. Это мама так сказала про время?
Антон. Да.
Я. А какое оно на самом деле, время?
Антон. Мне кажется, как песок в песочных часах. Все время высыпается.

Ответы других детей на вопрос «Как выглядит время?»


Таня. Время – это день и ночь.
Миша. Это сначала уроки в школе, а потом обед, а потом уроки делать, а потом тренировка, а потом гулять, потом ужинать и спать.
Лёва. Это движение дней вокруг Земли.
Андрей. Когда время летит быстро, оно похоже на ветер. Когда время тянется, оно похоже на кисель.
Олеся. Время похоже на воздух. Его не видно, но оно есть.
Максим. Время видно по солнцу. Светло, потом темнеет, значит, время идет.
Женя. Время – это то, чего нет у моего папы. Когда я спрашиваю маму, почему папа с нами не идет гулять, мама говорит, что у него нет времени. Такой странный! У нас с мамой есть время, а у него, видите ли, нет. Мы же в одной квартире живем!

Интервью у ребенка

Почему взрослым можно больше, чем детям?


Костя. Потому что они сильнее. Ты хочешь пойти гулять, а папа схватит и не пустит.
Лариса. Взрослые хитренькие. Говорят, тебе это нельзя, детям это вредно, а сами едят. Конечно, я же у них не отниму.
Виталик. Потому что взрослые зарабатывают деньги, а у детей нет зарплаты. Взрослый захотел – купил машину. Захотел – купил новый телефон. А дети сами не могут купить себе, что хотят.
Варя. Потому что взрослые главнее. Кто главнее, тот и командует другими.
Андрей. Потому что взрослые больше знают и умеют. А дети только учатся жить.

Почему нужно уважать стариков?


Максим. Старики раньше были молодыми и все вокруг построили – метро, дома, стадионы, магазины, школы. Теперь мы этим пользуемся. А спасибо кому надо сказать? Да им же, старикам!
Лиза. Потому что старики – это наши бабушки и дедушки.
Таня. Родителей надо слушаться, детей надо любить, а стариков – уважать.
Лёва. Старики мудрые, потому что они прожили целую жизнь. Их надо уважать за их мудрость.
Варя. Моя мама помогает нашей старенькой соседке бабе Оле. Мы ей покупаем каждый день хлеб, молоко. Мама у нее убирается. Старикам надо помогать: помыть у них полы, сходить в магазин, купить им продукты. Вот это и будет для них самое лучшее уважение.
Андрей. Потому что мы сами будем стариками. Если нас не будут уважать, нам будет неуютно жить.

Попробуйте брать интервью на разные темы у своего ребенка. Удивительные могут быть ответы! Смешные, грустные, философские. Вы лучше узнаете, что волнует вашего ребенка, как он относится к тем или иным вещам. Обязательно вводите в свои вопросы слова и выражения, ранее ему незнакомые. Объясняйте их значение и просите использовать при ответах (как, например, с «медвежьей услугой»). Замечательно, если он попробует пояснить, как он понимает ту или иную пословицу, поговорку (народная мудрость, что может быть полезнее!). Спрашивайте, что он думает о книге, которую вы прочитали, как бы он поступил на месте героя. Задавайте провокационные вопросы, пусть они на какое-то время поставят ребенка в тупик, из которого он должен суметь выбраться с помощью слов. Вообще побольше разговаривайте. Развивайте речевой аппарат! Попросите ребенка говорить не запинаясь без остановки минуту. Или поговорите с ним в манере пинг-понг: реплика – ответ, реплика – ответ. Например, так:

Кто живет в домах? – Люди.
Кто строит дома? – Люди.
Кто разрушает дома? – Люди (стихия, время).

Другие ваши интересные придумки раскрепостят детей и позволят им со временем свободно вести любую беседу, рассуждать на новую тему, мыслить самостоятельно.

Хороший прием, когда вы что-то говорите и просите ребенка: «Если ты не согласен – возражай мне». Например, в интервью на тему «Можно ли давать списывать» девочка Вика сказала, что давать списывать «нельзя только лентяям, а если у человека не получилось решить задачку, я дам ему списать. Надо выручать товарища, чтобы вы двойку не поставили».

А еще попросите ребенка, чтобы он самостоятельно подготовил вопросы и взял интервью у вас. Пусть все будет по-настоящему: он – корреспондент с микрофоном (нет в доме микрофона – пусть возьмет баллончик, например, папиного крема для бритья), мама, папа, дед, бабушка – интервьюируемые. Забавно может выйти, наверняка вас ждут сюрпризы. Например, третьеклассник Андрей взял у мамы интервью на тему, почему она не выходит второй раз замуж (!). Вопросы были такие (мама дала мне прослушать запись):

Андрей. Мы находимся в квартире Сергеевых, где живут Наташа и Андрей, мама и сын. Скажите, Наталья, почему вы не выходите замуж?
Мама (после долгой паузы). Потому что я не уверена, что мой сын подружится с отчимом.
Андрей. Вы не хотите их познакомить?
Мама. Дело в том, что у меня пока нет достойной кандидатуры. Я очень уважаю своего сына, люблю наш дом и не хочу, чтобы сюда пришел человек, который разрушит нашу семью.
Андрей. А разве бывает семья из двух человек?..

И дальше еще несколько вопросов, которые показали маме Андрея, что мальчику хочется иметь отца, он ждет, чтобы в дом пришел мужчина. А раньше Наташа почему-то думала, что Андрей воспримет в штыки ее избранника. Так что польза от таких интервью – не только вербальные упражнения.

Кстати, помимо развития устной речи иногда нужно поработать над мимикой. Дело в том, что многие дети сильно гримасничают при разговоре. Не всегда это выглядит мило и забавно, и в более старшем возрасте может создавать проблемы. Здесь поможет интервью перед зеркалом. Так репетируют актеры. Пусть ребенок говорит и в это время смотрит на себя в зеркало. Особенно это полезно девочкам, которые любят смешно жеманничать, думая, что они в это время неотразимы. Попробуйте сами сесть перед зеркалом и поговорить на любую тему (можно с воображаемым собеседником). Человек не всегда знает свою мимику. Нам кажется, что мы мило улыбнулись, а на самом деле оскалились. Мы уверены, что смотрим на визави благожелательно, а он читает в наших глазах упрек, который и мы сами заметим в зеркале. Учите ребенка следить за своей мимикой, расслаблять мускулы лица. Очень хорошо перед зеркалом декламировать стихи, петь.

Ну и, конечно, будет прекрасно, если вы станете записывать интервью с детьми на камеру. Широко известный прием, когда одни и те же вопросы вы задаете ребенку в разном возрасте (если помните, на телевидении был чудесный проект «Контрольная для взрослых», режиссер Никита Михалков записывал ответы своих детей). Ваши дети тоже заслуживают того, чтобы их мысли и высказывания сохранились для семейной истории. Вот так, начиная с развития речи, мы развиваем личность.