- Дети, наша няня уходит домой, что нужно сказать?
- Слава Богу!
(анекдот)


Учительница кричит на детейДети прекрасно чувствуют, что представляют собой окружающие их взрослые. Как бы ни пытался учитель или воспитатель пустить пыль в глаза пышной прической, нарядными туалетами, ораторским искусством на родительских собраниях – наши чада все равно составят о нем мнение по его делам и поведению в повседневной жизни.

Я давно удивляюсь, почему мои дети и их одноклассники терпеть не могут школьного логопеда. Внешне это тихая, безобидная женщина с каким-то слегка извиняющимся обликом. На взгляд родителя тут никаких подводных камней не может быть. А первоклашки убегают от нее, прячутся, лишь бы не попасть на занятие.

Я несколько раз наблюдала ее во время занятий: не кричит, не ругается, мягко и настойчиво уговаривает ребенка что-то сделать: написать или сказать. А ребенок не хочет, вертится, норовит улизнуть. На днях в поисках сына заглянула сквозь дверное оконце ее кабинет. Она все с тем же умоляюще-терпеливым видом просила мальчика выполнить какое-то упражнение, а он стоял перед зеркалом и плакал.

В младших классах ребенок принимает все в школе как должное и зачастую почти влюбляется в первую учительницу, даже если на самом деле она весьма далека от идеала. В средней и старшей школе повзрослевшие ученики оценивают своих наставников куда более критически. Чтобы завоевать у них авторитет, нужно быть действительно талантливым педагогом, мудрым, уверенным в себе, способным интересно преподать свой предмет. Любая фальшь, любые недостатки жестоко высмеиваются подростками не только за глаза, но подчас даже в лицо учителю.

Как вести себя в этой ситуации родителю? Поддакивать, смеяться вместе со своим чадом, или вставать на сторону взрослого? Усугублять ситуацию пересказом курьезов с родительского собрания или напомнить ребенку, что все мы не идеальны, у каждого свои недостатки?

Как отличить подлинное неприятие личности учителя от бесшабашного стремления поменьше напрягаться в учебе?

Наверное, тут нужно действовать по ситуации, исходя из своего собственного отношения к тому или иному лицу и тех принципов воспитания, которые каждый из нас пытается воплотить в жизнь.

Слушая рассказ старших дочерей о забывчивости или непоследовательности учителя, я киваю и улыбаюсь. Но при случае напоминаю, что смеяться над возрастом негуманно и глупо – в недалеком будущем это ждет и меня. Дети очень не любят слышать про то, что мама состарится, и стараются поскорее перевести разговор на другую тему.

Когда дочь приходит с жалобами на несправедливость учителя или ненависть к какому-либо предмету – тут уже другой разговор. Я стараюсь внимательно разобраться в рассказе, посочувствовать. Часто этого бывает достаточно, чтобы она взялась за домашнее задание, не испытывая отвращения, и быстро с ним справилась. Иногда приходится поговорить с учителем, выслушать другую сторону. И тут выясняется, что проблема возникла от невнимательности и забывчивости моего собственного ребенка, что потом и подтверждается найденным в портфеле листком с инструкцией по выполнению задания. Здесь приходится выступать в роли арбитра: проявляя уважение к обеим сторонам, не ругая ребенка, чтобы не получить рыдающего обиженного человечка, реабилитировать учителя, который все-таки был прав.

И все-таки куда приятнее иметь дело с педагогами, которые не нуждаются в реабилитации, которых дети уважают и любят их за личные качества и талант.

Фото - фотобанк Лори