Аналитики IT-компании АТОЛ, ведущего российского производителя онлайн-касс, программных и облачных решений для ритейла, выяснили что клиенты интернет-магазинов за год приобрели детских товаров на сумму 6 243 527 979 рублей, а за первый квартал 2019 года россияне купили товаров для детей на сумму 1 917 471 176 рублей.
Наиболее охотно в интернет-магазинах покупают игрушки - 1 182 998 337 рублей и подгузники - 938 376 209 рублей.
Для исследования специалисты использовали данные 13 500 онлайн-касс АТОЛ, подключенных к интернет-магазинам России с помощью сервиса аренды онлайн-касс АТОЛ Онлайн. По оценке АТОЛ, это более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ.
Алексей Макаров, основатель компании IT-компании АТОЛ, ведущего российского производителя онлайн-касс, программных и облачных решений для ритейла
“За 12 месяцев в период с апреля 2018 по март текущего года россияне совершили онлайн-покупки на сумму 6 243 527 979 рублей. Основной объем расходов на детские товары в интернете приходится на игрушки (19%), подгузники (15%), досуг и книги (5%), одежду и обувь (3%), детскую косметику и средства по уходу за ребенком (2%). Наиболее четко тенденция к росту объема продаж в денежном выражении прослеживается в таких товарных группах, как игрушки и подгузники. К настоящему моменту с апреля 2018 года продажи игрушек выросли в 2,9 раз, а подгузников в 4,5 раз”.
Интернет-продажи детских товаров в 1Q 2019 года
За первые 3 месяца 2019 года россияне приобрели в интернете детских товаров на сумму 1 917 471 176 рублей. Самыми популярными товарными категориями стали:
Интернет-продажи детских товаров средний чек в марте 2019 года
В марте интернет-пользователи сделали покупки в интернет-магазинах на сумму 657 775 644 рублей.
Самыми популярными товарными категориями стали:
Обзор тенденций рынка
Алексей Макаров, основатель компании IT-компании АТОЛ, ведущего российского производителя онлайн-касс, программных и облачных решений для ритейла
“С одной стороны, на рынок интернет-торговли товарами для детей отрицательно влияет сокращение покупательской способности россиян и уменьшение рождаемости.
В то же время существует мнение, что родители предпочитают выбирать в офлайне эмоциональные, важные покупки, а в интернете — товары, необходимые на каждый день, чтобы их приобретение отнимало как можно меньше времени и сил. Поэтому сокращение покупательной способности, вероятно, сильнее отразится на офлайн-сегменте, чем на онлайне.
С другой стороны, общий рост онлайн-торговли способствует притоку новых покупателей в этом секторе. По данным Ecommerce Foundation, 48% россиян покупают товары онлайн, при этом доступ к интернету имеют 73% населения — это огромный потенциал для рынка онлайн-торговли.
Согласно результатам опроса Nielsen в 2018 году, 19% онлайн-потребителей хоть раз заказывали детские товары в интернете. Три детских ритейлера вошли в сотню крупнейших интернет-магазинов России в 2018 году поверсии Data Insight. Преимущество онлайн-магазинов товаров для детей над офлайном: более широкий ассортимент, возможность сравнивать цены и читать отзывы других покупателей.
Что касается структуры рынка, мы прогнозируем усиление омниканальных игроков, то есть тех крупных сетей, которые представлены и онлайн, и офлайн. Они более чутко реагируют на изменения в потребительских предпочтениях и предоставляют более удобный сервис, чем небольшие площадки.
Также мы ожидаем увеличения доли отечественных производителей на этом рынке. В рамках проекта Стратегии развития индустрии детских товаров запланирована масштабная поддержка отечественных производителей вплоть до 2030 года. По оценкам Минпромторга, к 2020 году их доля в индустрии детских товаров должна достичь 65%”.
Методология исследования
В ходе исследования специалисты АТОЛ проанализировали данные онлайн-платежей в категории детских товаров. В исследовании были отражены данные об онлайн-платежах, которые были совершены в период с апреля 2018 по март 2019 года. Данные были получены с более чем 13 500 онлайн-касс, которые подключены к интернет-магазинам России. По нашей оценке, такое количество онлайн-касс составляет более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ.
В отличие от традиционных касс, широко представленных повсеместно в точках розничных продаж, онлайн-кассы пробивают значительно большее количество чеков. Сервис АТОЛ Онлайн подключил к интернет-магазинам России около 13 500 касс, которые в среднем пробивают до 3 млн чеков в день. Для сравнения, аналогичный показатель одной обычной кассы находится на уровне 30-60 чеков в день.
Облачные онлайн-кассы могут фискализировать платежи круглосуточно, и в отличие от обычных касс, которые расположены в офлайн-точках продаж, не зависят от местонахождения покупателя. Географическая сегментация возможна только по расположению компании-контрагента, которая использует онлайн-кассу. В настоящий момент времени, более 51,22% онлайн-касс АТОЛ Онлайн работают с компаниями, которые зарегистрированы в Москве. На Санкт-Петербург приходится 15,06% онлайн-касс, на Московскую область — 10,30%. Распределение долей остальных регионов выглядит следующим образом: Новосибирская область (5,79%), Краснодарский край (4,12%), Свердловская область (4,38%), Ростовская область (2,57%), Самарская область (2,19%), Республика Башкортостан (2,06%) и Приморский край (2,32%). Доля остальных регионов составляет менее 1%.
Перед анализом было составлено «ядро» ключевых слов, характеризующих сегмент товарных позиций для их анализа в чеках, которые в дальнейшем прошли машинную выборку и выгрузку чеков, содержащих товарные позиции с удовлетворяющими критериями.
На основе выгрузки данных были отобраны 3 814 496 чеков, удовлетворяющих условиям фильтрации, оплаты по которым были проведены электронным средством платежа в интернете. В дальнейшем для минимизации погрешности и ошибок машинной обработки данные прошли ручную проверку и верификацию специалистами АТОЛ.
Стоимость всех позиций, которые были отражены в чеках, оплачены в период с апреля 2018 года по март 2019 года и удовлетворяют критериям для исследования, составила 6 243 527 979 рублей. На основании этих данных и с учётом наличия даты пробития чека были применены фильтры сравнения по требуемым временным отрезкам.