На международном форуме «Город образования», который сейчас проходит в Москве впервые обсудят вопросы голосового здоровья педагогов. Как известно, преподаватели ежедневно испытывают высокую голосовую нагрузку, вследствие чего 40-50% из них отмечают у себя различные голосовые нарушения: охриплость, осиплость и даже потерю голоса[1]. Для снижения этих рисков и обучения преподавателей управлять своим голосом на форум была приглашена школа «Секреты голоса» и ведущие оториноларингологи и фониатры страны.
Голос – показатель здоровья
Эксперты считают, что качество голоса одинаково важно, как для самого педагога, так и для его учеников.
«Это важный аспект и маркер здоровья. Изменения голоса могут быть индикатором гормональных изменений и некоторых ранее не диагностированных заболеваний. При любой охриплости человек должен обязательно обратиться к врачу. - предупреждает вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов России Ольга Орлова, д.п.н., проф. кафедры логопедии МПГУ, гл. научный сотрудник ФГБУ НКЦО ФМБА России – Однако педагоги, которые сталкиваются с дисфонией или афонией регулярно, это делают крайне редко. А стандартная диспансеризация не предполагает осмотра гортани и голосовых складок».
Голос учителя – фактор успеха ученика
Современная система образования предъявляет очень высокие требования не только к профессиональной подготовке педагогов, но и к проявлению их творческой индивидуальности, умению позитивно влиять на ученика, способствовать его успехам. «Педагог должен владеть невербальными средствами общения (поза, жесты, мимика, зрительный контакт, дистанция, характеристики голоса: интонация, громкость, тембр и др.). - Ольга Орлова, д.п.н., проф. кафедры логопедии МПГУ, гл. научн. сотрудник ФГБУ НКЦО ФМБА России - От искусства воздействия на учащихся в процессе педагогического общения, от характера взаимодействия учителя и ученика зависит в конечном счете эффект процесса обучения. Доказано, что нарушения голоса у педагогов снижают успеваемость школьников: такие ученики хуже усваивают материал и выполняют контрольные задания[2]».
«Секреты голоса» – больше не секрет!
Традиционно заболеваниями гортани занимается ЛОР-врач – в России таких специалистов почти 5 тысяч. Но «лечить» голос как таковой, то есть восстанавливать голосовые функции и улучшать его качество, могут далеко не все. При возникновении специфических проблем с голосом пациент перенаправляется к узкоспециализированному специалисту - фониатру. Их в России не более 100.
Ирина Никулина, генеральный директор компании «Буарон» в России: «Каждый, кто имеет голосовую нагрузку более 4-х часов в день, находится в «зоне риска». Помимо преподавателей, это и работники социальной сферы, и бизнесмены, и рядовые менеджеры, и дикторы. Но далеко не каждый может попасть к фониатру. Поэтому мы поддерживаем всероссийский социальный проект «Секреты голоса», который уже пять лет помогает широкому кругу профессионалов голосо-речевых профессий получить доступ к медицинской информации, пройти медосмотр связок, освоить базовый алгоритм ухода за голосом».
Мастер-классы «Секреты голоса» состоятся 30 и 31 августа в Павильоне № 75 (ВДНХ). Принять участие в практических занятиях можно будет на стенде «Мои достижения» МЦКО (зал А «Тверской», стенд С5), начало в 13:00, и на стенде ИД «Просвещение (зал А «Тверской», стенд С1), начало в 13.30. Кроме того, 31 августа участники выставки смогут проверить состояние своих голосовых связок в кабинете отоларинголога, который будет открыт для всех желающих в течение всего дня.
Образовательный международный форум уже в третий раз проходит в Москве и объединяет до 130 000 учителей, педагогов, администраторов и руководителей учебных заведений из России и стран СНГ.