Из федерального бюджета на реализацию нацпроекта «Демография», рассчитанного до 2024 года, суммарно будет выделено 3,7 млрд рублей. Эти деньги предназначены, в том числе и для того, чтобы сформировать «систему мотивации» россиян к ЗОЖ и правильному питанию. Как фармбизнес может помочь государству эффективно внедрить нацпрограммы?
18 октября РБК провел ежегодный медицинский форум. Эксперты и участники фармсообщества обсудили ключевые инициативы государства по развитию общественного здоровья, реализацию государственных программ и ее результаты, проанализировали возможные точки сотрудничества.
Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований DSM Group: «Государство сегодня является главным драйвером роста фармацевтического рынка. Доля государственного сегмента в 1 полугодии 2019 года достигла максимального значения с 2011 года и составила 34,4%».
Согласно аналитическим данным, каждый россиянин в среднем покупает 44 упаковки лекарства в год, 8 из которых оплачивается за счет бюджета. Государство тратит деньги на более дорогие и эффективные препараты, которыми населения не может обеспечить себя самостоятельно. Так, в первом полугодии 2019 г. на закупку онкопрепаратов государством было потрачено на 34 млрд рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Эти препараты, в первую очередь, закупаются для нужд ЛПУ в рамках программ льготного лекарственного обеспечения. Высокую эффективность имеет государственная программа по вакцинации населения. Сегодня в России прививками охвачена треть населения—это около 50 млн человек, из года в год отмечается снижение сезонной заболеваемости.
Помимо лекарственного обеспечения, государство планирует расширять возможности превентивной профилактической медицины. Проект укрепления общественного здоровья – часть государственной стратегии по улучшению демографической политики и повышению качества жизни россиян.
Финансирование проектов в пользу общественного здоровья требует грамотной интеграции – только в этом случае можно рассчитывать на позитивный эффект на экономику страны.
Ирина Никулина, генеральный директор компании «Буарон» в России: «Вектор на здоровый образ жизни—не просто лозунг. Это эффективный способ повлиять на качество жизни человека, ее продолжительность. Согласно ВОЗ, наше здоровье только на 10 % определено медициной, а на 50% — нашим образом жизни. К сожалению, сами россияне пока недостаточно мотивированы к ведению ЗОЖ. И хотя, по данным ВЦИОМ более 60% наших сограждан считает, что ведет здоровый образ жизни. Однако речь идет лишь о базовых привычках—поддержании определенного водного баланса, 7-часовом сне и физической активности по 30 минут в день. Основным барьером в достижении ЗОЖ россияне называют недостаток средств (59%); недостаток времени (41%) отсутствие желания (14%) и недостаточный уровень знаний (9%)».
Данные маркетингового агентства OMI свидетельствуют о том, что ЗОЖ даже может сместить акценты покупательского поведения в сторону выбора безопасных препаратов и профилактических методов лечения. Так, 31% россиян считает, что ЗОЖ позволит снизить количество радикальных методов лечения и приведет к максимальному использованию натуральных средств, а еще 23% респондентов заявили, что благодаря здоровому образу жизни смогут обойтись только витаминами и профилактическими средствами. Кроме того, 67% россиян выразили готовность использовать гомеопатию, если этот метод лечения назначит врач.
По мнению Ирины Никулиной, участие фармкомпаний в проектах, направленных на повышение медицинской грамотности среди населения, полезно и необходимо. Бизнес-сообщество владеет и экспертизой в этих вопросах, и опытом создания образовательных проектов.
Ольга Белоус, заместитель генерального директора «Медикал Групп», председатель гильдии производителей медицинских товаров и услуг МТПП также отметила, что в рамках реализации проектов по активному долголетию в Росси сегодня внедряются различные программы, однако и со стороны фармбизнеса нужна определенная помощь:
«Сегодня в рейтинге активного долголетия Россия занимает 18 место. Это не самый плохой показатель. Однако стоит понимать, что здоровая старость—это не только социальная активность людей пожилого возраста, их вовлеченность в образовательные проекты, но и качество и доступность медпомощи и лекарственного обеспечения данной группы населения. Сегодня у нас есть лекарства для детей и взрослых, но нет лекарств для пожилых людей, которые в своем возрасте уже имеют ряд хронических заболеваний. Эту проблему должны помочь решить фармкомпании», — уверена эксперт.