26 апреля 2020 года начал свою работу Московский международный Салон образованияonline. Современную коммуникационную Digital-платформу, на которой ведутся трансляции Салона, посетили более 82 000 родителей и представителей профессионального сообщества. Благодаря партнёрству с MailGroup доступ к трансляции деловой программы также есть и у всех пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Первый день Салона был посвящен теме родительства.В «Программе для родителей»были затронуты актуальные темы сексуального воспитания, защиты от кибербуллинга и воспитания финансовой грамотности. В рамках дискуссии «Родитель – продюсер образования своего ребёнка» участники обсудили также особенную роль родителя школьника на дистанционном обучении. Основатель Института развития семейного устройства Людмила Петрановская отметила, что современная ситуация агрессивного распространения вируса и карантина выявила точки напряжения и проблемные узлы системы: на первый план вышла важность мотивации ребенка со стороны родителя-продюсера, но, к сожалению, многие родители не готовы взять на себя такую ответственность и занимают своих детей гаджетами. Эксперт порекомендовала родителям присвоить роль тьютора и выразила надежду, что по истечении срока самоизоляции, родители будут гораздо более снисходительно относиться к процессу обучения и претензии к школе на некоторое время исчезнут. И именно в этот момент, по мнению Петрановской, необходимо увидеть возможности дальнейшего развития и определить слабые звенья образования.
Участники панельной дискуссии «Что такое сексуальное воспитание, и почему оно нужно» отметили, что недостаточная информированность современных подростков о половой жизни увеличивает количество незапланированных беременностей, абортов и ВИЧ-инфицированных. Однако же, как отметил Советник по образованию и здоровью, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тигран Епоян «Разговор с детьми не должен сводиться к запугиванию инфекциями». «Правила безопасности – это не все, что следует знать ребенку о сексе», – также подчеркивает студентка НИУ ВШЭ Соня Казарновская, которая занимается темой сексуального образования в рамках работы «Источники формирования представлений о сексуальной жизни у российских подростков». Очевидно, что сексуальное воспитание должно быть и дома и в школе: родителям необходимо выстраивать доверительные отношения с детьми, а в школах говорить о сексе и сексуальности в рамках отдельного курса или на уроках биологии и обществознания. И говорить не только о негативных последствиях - заболеваниях и ранней беременности, но и о том, что секс – это про любовь, близкие отношения и семью.
На панельной дискуссии «Кибербуллинг и дети» были затронуты психологические, организационные и технические аспекты проблемы. Научный сотрудник НИУ ВШЭ, специалист центра «Перекрёсток» Александра Бочавер рассказала о различных видах агрессии в интернете, а также перечислил основные признаки кибербуллинга: анонимность, непрерывность, большое количество свидетелей, отсутствие обратной связи. Детский психолог, основатель и руководитель Академии безопасности Ольга Бочкова отметила, что родители часто обращаются за профессиональной помощью, когда налицо уже клинические последствия травли – заниженная самооценка, нарушение сна, замкнутость, депрессивные признаки. Поэтому так важно налаживать максимально доверительные отношения с ребенкоми оказать реальную помощь и поддержку пострадавшему от кибербулинга ребенку: разобраться в ситуации и собрать доказательства, а при продолжающейся травле заблокировать обидчиков , обеспечить техническую защиту и обратиться к специалисту - психологу. Эксперты пришли к выводу, что на буллера, в первую очередь, можно и нужно действовать через родителей: ведь именно взрослые способны решить проблему детского кибербуллинга.
На дискуссии «Родитель – спонсор или источник знаний?» эксперты обсудили вопросы формирования финансовой грамотности у детей и подростков.Модерировал круглый стол Вениамин Каганов, куратор спецпроекта «Финансовая грамотность», директор Ассоциации Развития Финансовой Грамотности. Александр Коланьков, Советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, отметил, что формирование у ребёнка основ финансовой грамотности,мало чем отличается от воспитания других навыков. Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, озвучил результаты опроса взрослых: 53,7% респондентов ответили положительно на вопрос о том, нуждаются ли они в повышении уровня финансовой грамотности. Эксперты сошлись во мнении, что важно проводить образовательную работу не только с детьми, но и с их родителями.
В рамках спецпроекта «Развитие субъектности на семейном образовании» эксперты и родители хоумскулеров обсудили актуальные вопросы развития самостоятельности и мотивации детей. Редактор журнала «Семейное образование» Кристина Сандалова подчеркнула, важность совмещения семейного образования и увлечений ребенка, а также работы с информацией, поиска, анализа и систематизации. Актриса, продюсер, общественный деятель Ольга Будина порекомендовала родителям изучать труды В.Ф. Базаренко о здоровье сбережении и О.А. Чагина, директора НИИ социального антропогенеза. Подвела итог сессии куратор спецпроекта, генеральный директор Центра поддержки семейного образования, Гузель Гурдус: «Мне кажется, наша сегодняшняя встреча показала, какая уникальная модель образования строится непосредственно вокруг ребенка и создаёт особую среду. Сейчас используются разные методики, форматы: альтернативные школы, дистанционные и семейные классы и адаптированные новые программы. Это здорово и полезно!»
В рамках Фестиваля современных детских лагерей "Пятая четверть»специалисты по детскому отдыху рассказали родителям как выбрать детский лагерь и как организован отдых в лагерях разного типа. «Современный детский лагерь – это территория не только отдыха, но и безопасного развития детей”, - подытожила куратор фестиваля, генеральный директор и совладелец ИНКЭМП.РУ Елена Рыженкова.
Также все посетители ММСО – 2020 смогли побывать на интерактивной виртуальной выставке, на которой представлены более 130 компаний и посетить вебинары и мастер-классыэкспонентов.
27 – 29 апреля родители и школьники смогут посетить насыщенную программу кластера «Профориентации».