Московский Центр лечебной педагогики «Особое детство» внедрил онлайн-обучение и оказал помощь более 300 семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития.
Пандемия очень сильно ударила по таким семьям. Социальная изоляция нарушила их привычный образ жизни, многим потребовалась срочная помощь и поддержка специалистов. Понимая это, Центр максимально быстро перестроил работу и предложил особым детям и их родителям новые форматы занятий в режиме онлайн. Ребята занимались индивидуально и в группах 1-3 раза в неделю, занятия длились от 15 до 45 минут в зависимости от возраста и состояния детей.
Для родителей дошкольников с расстройствами аутистического спектра были организованы группы поддержки. «Для нас это новый опыт, раньше мы не делали такие группы в онлайн-формате, – рассказывает ведущая группы, психолог ЦЛП «Особое детство» Елена Антонова. – Мы собрали семьи, которые вместе со своими детьми уже были на первичном приеме в ЦЛП, но из-за коронавируса не успели начать заниматься. Формат занятий – не просто лекция (которых и так очень много в интернете), а информационно-психологическая группа, где родители сами выбирают темы, которые им интересно рассмотреть. Группа – это полностью безопасное пространство, – где мы не только изучаем тему, но и разбираем случаи для каждой семьи. Важные темы занятий: поиск ресурсов для родителей, отношение социума к семье с ребенком с РАС, подбор образовательного маршрута.Педагоги отвечают на волнующие родителей вопросы, и все вместе придумываем индивидуальные ходы для каждого ребенка. Как “запустить” речь? Что делать с самообслуживанием? Как играть с ребенком? Как превратить “неконструктивное” действие ребенка – когда он все время бегает, или прыгает, или выстраивает кубики ровными рядами – в развивающую игру и наладить коммуникацию».
Юлия, мама Леши, принимавшая участие в родительской группе, отметила: «Интересно было слушать информацию от специалистов, появилась поддержка от таких же родителей детей с особенностями, стало понятно, что мы не одни. У меня много времени ушло на принятие понимания о сложившейся с ребёнком ситуации и его состоянии. После занятий в группе ещё некоторые пазлы сложились. Мне было трудно рассказывать незнакомым людям о нашей ситуации, а потом я поняла, что легче становится, и надо говорить об этом. Хотелось бы встречаться такой группой раз или два в месяц, это была бы поддержка очень большая». А Светлана, мама Вити написала в отзыве: «Было приятно услышать, что мы – родители – не должны забывать про себя и свои радости. Я решила возродить своё хобби, вышивку, могу теперь перед сном использовать свободные полчасика. А после того как услышала, что наши совместные сребёнком занятиядолжны приносить и родителю хоть какой-то интерес, решила играть ребёнку песенки под гитару».
Елена, мама Гоши говорит: «Участие в этой группе дало огромную психологическую поддержку. Ощущение: я не одна, другие мамы особенных детей справляются, значит, у меня тоже получится. Я стала спокойнее смотреть на жизнь, соответственно, ребенок тоже. Я получила конкретные советы: как лучше вести себя, когда у моего ребенка истерики, протест, навязчивые движения».
Директор Центра лечебной педагогики «Особое детство» Дарья Бережная отмечает: «Нашей главной задачей было поддержать семьи, в которых живут особые люди, а также детей и взрослых в интернатах. В период изоляции мы продолжали проводить занятия, бесплатные консультации, супервизии для коллег, конференции и вебинары. Наши сотрудники набирали волонтеров и вместе с ними работали в семьях, где особые люди оставались без поддержки, когда заболевали их близкие. В сотрудничестве с БФ «Жизненный путь» мы эвакуировали особых взрослых из московских интернатов на квартиры сопровождаемого проживания, а также организовали надомную волонтерскую программу для нескольких детей из подмосковных интернатов. Всего за период изоляции более 300 семей из разных регионов получили помощь Центра».
Результаты опроса родителей и педагогов говорят о том, что опыт перехода на дистанционные занятия оказался в целом успешным. Больше половины опрошенных хотели бы сохранить такой формат на случай, когда очные занятия с ребенком становятся невозможны (например, когда семья в отъезде). Конечно, дистант не может полностью заменить живое взаимодействие специалистов с особыми детьми, и традиционные занятия останутся основным форматом работы ЦЛП. Однако дистанционные занятия и консультации будут по-прежнему доступны для семей, не имеющих возможности регулярно приезжать в Центр, в том числе – семей из других регионов.
Если позволит эпидемиологическая ситуация, Центр лечебной педагогики проведет семейный интегративный лагерь на Валдае с 26 июля по 27 августа. Летний лагерь – это особенное событие для воспитанников ЦЛП и их родителей: продолжение реабилитации на природе в окружении друзей, семьи, педагогов и волонтеров.