Согласно исследованию рынка индустрии детских товаров, проведенному по заказу Минпромторга России, прогнозируемый объем рынка детской мебели в 2015 году составит 24,8 млрд. рублей. При этом, несмотря на негативные тенденции в экономике России, а также увеличение средних цен на детские товары, вызванные изменением валютного курса, в сегменте индустрии детских товаров по итогам 2015 года ожидается рост в 3-4 процента.
Как отмечают эксперты, доля российской мебели в общей структуре рынка растет. Российским производителям детской мебели удается конкурировать с иностранными производителями. Производства постепенно переоснащаются, что позволяет выпускать качественную мебель. Много внимания сейчас уделяется и дизайну продукции. В предыдущие годы потребитель, выбирая импортную мебель, создал определенную планку, к которой сейчас и стремится отечественный производитель, а иногда и превосходит ее.
«Российский потребитель оценивает российскую мебель более тщательно. Почему-то считая, что российское ─ значит не очень хорошего качества. Поэтому осмотр очень придирчивый. И если цена достаточно высока, но ниже импортной мебели, у покупателя возникает вопрос, а почему так дорого. При этом за импортную мебель покупатель готов платить высокую цену, а за такую же российскую ─ нет. Хотя она может быть ниже только на торговую наценку и логистику. Все остальные затраты у российских производителей такие же и даже выше: используется импортное оборудование, купленное за валюту; выплачиваются кредиты или лизинговые платежи; используются импортные комплектующие или отделочные материалы, стоимость которых и доля в цене иногда составляет около половины стоимости. При этом российских аналогов материалов требуемого качества и объема пока нет», ─ считает генеральный директор компании «АНДРЕЙ ПЕРВЫЙ» Ольга Виденеева. Компания производит детскую домашнюю мебель, а также мебель для детских садов и школ.
«Мы занимаемся разработками новых изделий и планируем развивать экспорт своей продукции в европейские страны. Сейчас мы по качеству и эксплуатационным свойствам не хуже европейских аналогов, а по цене можем быть для них интересны. Но для того, чтобы развивать экспортное направление, нам требуется информационная, финансовая и юридическая поддержка», ─ говорит Ольга Виденеева. Она отмечает, что в текущей экономической ситуации полностью изменился рынок товаров, потребителей, и поставщиков. «Ниши, которые освободили импортные поставщики, нужно занимать. Мы готовы это делать и делаем. Не хватает оборотных средств, но модернизация проведена, а лизинговые платежи забирают почти всю нашу выручку. Как минимум, нам требуется кооперация ─ межотраслевая или хотя бы внутриотраслевая», ─ заключает менеджер.
Со стороны государства представителей индустрии детских товаров готово поддержать Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Министерство готово предоставить отечественным производителям субсидии на возмещение части затрат по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013 – 2016 годах, на реализацию новых инвестиционных проектов. Также предприятие может рассчитывать на частичную компенсацию по лизинговым платежам за оборудование, которое будет использоваться в рамках инвестиционного проекта. Данная мера, наряду с такими механизмами поддержки как: предоставление субсидий на проведение НИОКР, на расширение действующих и создание новых производств детских товаров, по оценке Минпромторга России, позволят увеличить долю товаров российского производства на внутреннем рынке к 2020 году до 36 процентов.