В своих лекциях и публикациях инженер-аграрий Эрик Бирло часто задается вопросом, каким образом связаны между собой еда и культура. Он считает, что употребление молока – это не просто процесс утоления жажды и голода, это – нечто большее, сакральный акт, который несет в себе множество смыслов. Молоко – первая пища, которая дается новорожденным. В этом его уникальность. Молоко ассоциируется с жизнью, а белый цвет олицетворяет невинность и чистоту. Именно этим объясняется огромное количество мифов и символов, связанных с молоком.
В последние годы в СМИ, блогах и социальных сетях появляется все больше информации о том, что употребление молока вредно для здоровья. «Однако молоко, – отмечает Эрик, – не единственный продукт, который подвергается разного рода нападкам. Такое происходит со многими продуктами животного происхождения, когда люди начинают ставить под сомнение принцип использования животных в качестве еды. Например, когда в обществе активно продвигаются идеи веганства и вегетарианства.
Кроме того, складывается впечатление, что в последние годы люди специально ищут что-то, чего следует бояться. Этот процесс распространяется и на еду – люди становятся ужасно подозрительными. В условиях, когда выбор огромен, а источников информации огромное множество, мы всегда будем недовольны ответами на наши вопросы. Мы слышим сотни противоречивых заявлений – и начинаем сомневаться».
Однако недоверие к молоку не является чем-то новым. И тем более, недоверие к молоку не является следствием каких-то научных изысканий, доказывающих, что молоко вредно. Недоверие к молоку, а точнее сомнения на его счет имеют более сложное происхождение – историческое, географическое, религиозное, мифическое…
Молоко определяет географические границы
А что если неприятие молока, подозрительное отношение к нему были вызваны страхом перед неизвестным? Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» описывает варваров, живущих за пределами Римской империи как «мясоедов и пьющих молоко». «На самом деле, – объясняет Эрик, – за пределами северных границ Римской империи люди ели мясо и пили молоко, в первую очередь, из-за климата. Он был мягче и влажнее в Галлии, и погода была идеальной для пастбищ и содержания животных. В колыбели цивилизации, в Риме, который лежал южнее, в засушливых районах, люди могли содержать только по несколько коз или овец. Такой теплый и сухой климат также не подходил для хранения молока, которое быстро портилось. Вот почему в Древнем Риме общество было ориентировано в большей степени на пищу растительного происхождения». И именно поэтому соседи воспринимались римлянами как варвары, которые употребляют такую странную пищу.
Молоко определяет социальные границы
Еда – один из способов показать свою уникальность. Как язык или религия, пища – один из способов маркировки личности. «Мы то, что мы едим, поэтому французы называют англичан «ростбифами», а итальянцев – «макаронниками», а те в свою очередь называют французов «лягушатниками». Неужели еда настолько глубоко связана с нами, что стала составной частью самого нашего бытия?» – задается вопросом Эрик.
В Средние века считалось, что взрослым молоко не нужно. Молоко предназначалось для детей и пожилых людей – то есть для слабых. Молодые мужчины ели мясо, чтобы развить силу и ловкость, которыми обладают животные.
«Представители знати в средние века ели почти исключительно только мясо и птицу, в то время как овощи и молоко рассматривались как пища для крестьян, которые обрабатывали их земли. Еда являлась показателем социального статуса. Мясо – для знати, а молоко и овощи – для крестьян».
Молоко – нечто божественное
Процесс употребления молока имеет не только социальные и экономические аспекты. Религиозная составляющая процесса употребления молока очень велика. Возможно, именно эта составляющая рождает больше всего каких-то подсознательных вопросов, на которые трудно ответить, и которые не позволяют воспринимать молоко в качестве обычной пищи, а следовательно – бездумно включать его в рацион.
В древние времена, Поппеа, жена императора Нерона, а также царица Египта Клеопатра принимали ванные, наполненные ослиным молоком. Этот процесс был не просто демонстрацией роскоши – молоко считалось эликсиром молодости. Как самая первая пища, как нечто, ассоциирующееся с чистотой и молодостью, молоко часто использовалось в Древнем Египте в качестве подношения богам.
«Молоко рассматривается как источник жизни в ряде основополагающих мифов, – рассказывает Эрик. – В индуизме, например, считается, что Вселенная была создана из океана молока. И это не случайно. Люди, которые колонизировали север Индии во втором тысячелетии до нашей эры и принесли этот миф с собой, были кочевниками – скотоводами».
Слово «галактика» происходит от греческого «гала», что означает «молоко».
Геракл, герой греческой мифологии, пил молоко жены Зевса Геры – это должно было дать ему бессмертие. Брызнувшая из груди богини струя молока превратилась в Млечный Путь.
Зевс в младенчестве был вскормлен молоком козы Амальтеи.
Основатели Рима Ромул и Рем были выкормлены волчицей, которая до сих пор считается символом Вечного города.
Все вышеперечисленные причины влияют на восприятие молока и молочных продуктов до сих пор. Молоко оставило слишком заметный след в культуре, чтобы восприниматься как заурядный продукт питания. И именно поэтому споры вокруг молока не утихают ни на один день.
«Даже во Франции в настоящее время, – говорит Эрик, – потребление молока – больше, чем простое утоление голода». Исследования показывают, что французы очень любят молочные продукты, особенно, сыр. По данным Международной молочной федерации, французы съедают 26 килограммов сыра на человека в год, что значительно выше среднего показателя по Европе, который составляет 17 килограммов. Причины, по которым французы так любят сыр, Федерация не называет. «Однако можно предположить, что привязанность к сыру объясняется не простой потребностью в продукте, а в большей степени какими-то культурными аспектами: удовольствием от его употребления, гастрономическими традициями, даже явлением, которое носит название terroir (аутентичный и традиционный образ жизни)».