Подготовка к беременности, планирование пола ребенка, зачатие, лечение бесплодия, ЭКО Календарь беременности по неделям. Здоровье, питание, образ жизни будущей мамы Роды, рейтинг роддомов, обезболивание, кесарево сечение, муж на родах Календарь развития ребенка от рождения до года. Здоровье младенца, детское приданое Воспитание, здоровье и развитие ребенка от 1 до 3 лет Воспитание, здоровье и развитие ребенка от 3 до 7 лет. Детский сад Здоровье школьника, обучение и развитие, все школьные вопросы Грудное вскармливание, детское питание, кулинарные рецепты для семьи Второй ребенок. Братья и сестры. Многодетная семья. Близнецы Семейные отношения, здоровье женщины, мода, интимная жизнь. Самомамы, приемные дети, особые дети. Домашнее хозяйство Семейный досуг, отпуск, семейные праздники, рукоделие Библиотека - книги для детей и родителей

Молоко – это не просто еда

В своих лекциях и публикациях инженер-аграрий Эрик Бирло часто задается вопросом, каким образом связаны между собой еда и культура. Он считает, что употребление молока – это не просто процесс утоления жажды и голода, это – нечто большее, сакральный акт, который несет в себе множество смыслов. Молоко – первая пища, которая дается новорожденным. В этом его уникальность. Молоко ассоциируется с жизнью, а белый цвет олицетворяет невинность и чистоту. Именно этим объясняется огромное количество мифов и символов, связанных с молоком.

В последние годы в СМИ, блогах и социальных сетях появляется все больше информации о том, что употребление молока вредно для здоровья. «Однако молоко,  –  отмечает Эрик,  – не единственный  продукт, который подвергается разного рода нападкам. Такое происходит со многими продуктами животного происхождения, когда люди начинают ставить под сомнение принцип использования животных в качестве еды. Например, когда в обществе активно продвигаются идеи веганства и вегетарианства.

Кроме того, складывается впечатление, что в последние годы люди специально ищут что-то, чего следует бояться. Этот процесс распространяется и на еду – люди становятся ужасно подозрительными. В условиях, когда выбор огромен, а источников информации огромное множество,  мы всегда будем недовольны ответами на наши вопросы. Мы слышим сотни противоречивых заявлений – и начинаем сомневаться».

Однако недоверие к молоку не является чем-то новым. И тем более, недоверие к молоку не является следствием каких-то научных изысканий, доказывающих, что молоко вредно. Недоверие к молоку, а точнее сомнения на его счет имеют более сложное происхождение – историческое, географическое, религиозное, мифическое…

Молоко определяет географические границы

А что если неприятие молока, подозрительное отношение к нему были вызваны страхом перед неизвестным? Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» описывает варваров, живущих за пределами Римской империи как «мясоедов и пьющих молоко». «На самом деле, – объясняет Эрик, – за пределами северных границ Римской империи люди ели мясо и пили молоко, в первую очередь, из-за климата. Он был мягче и влажнее в Галлии, и погода была идеальной для пастбищ и содержания животных. В колыбели цивилизации, в Риме, который лежал южнее, в засушливых районах, люди могли содержать только по несколько коз или овец. Такой теплый и сухой климат также не подходил для хранения молока, которое быстро портилось. Вот почему в Древнем Риме общество было ориентировано в большей степени на пищу растительного происхождения». И именно поэтому соседи воспринимались римлянами как варвары, которые употребляют такую странную пищу.

Молоко определяет социальные границы

Еда – один из способов показать свою уникальность. Как язык или религия, пища – один из способов маркировки личности. «Мы то, что мы едим, поэтому французы называют англичан «ростбифами», а итальянцев – «макаронниками», а те в свою очередь называют французов «лягушатниками». Неужели еда настолько глубоко связана с нами, что стала составной частью самого нашего бытия?» – задается вопросом Эрик.

В Средние века считалось, что взрослым молоко не нужно. Молоко предназначалось для детей и пожилых людей – то есть для слабых. Молодые мужчины ели мясо, чтобы развить силу и ловкость, которыми обладают животные.

«Представители знати в средние века ели почти исключительно только мясо и птицу, в то время как овощи и молоко рассматривались как пища для крестьян, которые обрабатывали их земли. Еда являлась показателем социального статуса. Мясо – для знати,  а молоко и овощи – для крестьян».

Молоко – нечто божественное

Процесс употребления молока имеет не только социальные и экономические аспекты. Религиозная составляющая процесса употребления молока очень велика. Возможно, именно эта составляющая рождает больше всего каких-то подсознательных вопросов, на которые трудно ответить, и которые не позволяют воспринимать молоко в качестве обычной пищи, а следовательно – бездумно включать его в рацион.

В древние времена, Поппеа, жена императора Нерона, а также царица Египта Клеопатра принимали ванные, наполненные ослиным молоком. Этот процесс был не просто демонстрацией роскоши – молоко считалось эликсиром молодости.  Как самая первая пища, как нечто, ассоциирующееся с чистотой и молодостью, молоко часто использовалось в Древнем Египте в качестве подношения богам.

«Молоко рассматривается как источник жизни в ряде основополагающих мифов, – рассказывает Эрик. – В индуизме, например, считается, что Вселенная была создана из океана молока. И это не случайно. Люди, которые колонизировали север Индии во втором тысячелетии до нашей эры и принесли этот миф с собой, были кочевниками – скотоводами».

Слово «галактика» происходит от греческого «гала», что означает «молоко».

Геракл, герой греческой мифологии, пил молоко жены Зевса Геры – это должно было дать ему бессмертие. Брызнувшая из груди богини струя молока превратилась в Млечный Путь.

Зевс в младенчестве был вскормлен молоком козы Амальтеи.

Основатели Рима Ромул и Рем были выкормлены волчицей, которая до сих пор считается символом Вечного города.

Все вышеперечисленные причины влияют на восприятие молока и молочных продуктов до сих пор. Молоко оставило слишком заметный след в культуре, чтобы восприниматься как заурядный продукт питания. И именно поэтому споры вокруг молока не утихают ни на один день.

«Даже во Франции в настоящее время, – говорит Эрик, – потребление молока – больше, чем простое утоление голода». Исследования показывают, что французы очень любят молочные продукты, особенно, сыр. По данным Международной молочной федерации, французы съедают 26 килограммов сыра на человека в год, что значительно выше среднего показателя по Европе, который составляет 17 килограммов. Причины, по которым французы так любят сыр, Федерация не называет. «Однако можно предположить, что привязанность к сыру объясняется не простой потребностью в продукте, а в большей степени какими-то культурными аспектами: удовольствием от его употребления, гастрономическими традициями, даже явлением, которое носит название terroir (аутентичный и традиционный образ жизни)». 

Дата: 22.12.2015 16:31
реклама