К началу осени готовятся и взрослые, и дети – особенно это время волнительно, если ребенка нужно подготовить к новому кругу общения. Причем это касается не только маленьких детей, которые идут в детский сад или начальную школу, но даже студентов. Что нужно, чтобы учебный год прошел успешно и по-настоящему здорово, рассказывает врач-педиатр, эксперт клиник Альфа-Центр Здоровья Макушина Елена Дмитриевна.
«Министерство здравоохранения говорит о том, что доля абсолютно здоровых детей за последние годы снизилась – с 45,5% до 33,89%. По данным последней всероссийской диспансеризации, только 32% детей имели I группу здоровья, – комментирует Елена Дмитриевна. – Поэтому перед программами по диспансеризации и профилактике, которые реализуются через школы или поликлиники, стоит очень важная и актуальная задача».
Самыми распространенными заболеваниями у детей раннего возраста являются патологии опорно-двигательной системы (24%). Второе место занимают болезни органов пищеварения (19%), третье – болезни нервной системы и психической сферы[1]. «Кроме того, мы регистрируем все обращения в связи с инфекционными заболеваниями. В педиатрическом отделении они составляют в среднем 30% от всех обращений в летний период и 70% от всех обращений в холодное время года, кроме того, их число возрастает с началом учебного года». Как сделать так, чтобы ребенок не оказался ни в одной из перечисленных групп и избежал частых визитов к врачу, оставаясь здоровым, рассказывают специалисты.
Чаще всего за термином «патологии опорно-двигательной системы» стоит нарушение осанки, которое связано с неправильным положением тела или неудобной, статичной или напряженной позой, часто принимаемой ребенком. В детском возрасте – периоде активного роста позвоночника и мышечной массы – это приводит к разного рода закрепляющимся деформациям (сколиоз, сутулость), а кроме этого – к нарушению зрения, кровообращения и другим «побочным» эффектам.
Любой учащийся должен иметь свое рабочее место с достаточным освещением в любое время суток и подходящей его возрасту мебелью. Не позволяйте вашему ребенку (школьник он или студент) заниматься в той же обстановке, в которой он привык отдыхать, – при плохом освещении, лежа на диване, на полу и т.д. Поза, в которой он выполняет домашнее задание дома или сидит за партой в школе, должна быть «физиологичной» и эргономичной – позвоночный столб выпрямлен, мышцы шеи и спины не напряжены.
Следите за весом рюкзака ребенка: для школьников 1–3 классов рюкзак должен весить не больше 2 кг, для 4–5 классов – не более 2,5 кг, для 6–7 классов – до 3,5 кг, а для старшеклассников – не больше 4,5 кг. |
Кстати, про зрение: не поощряйте увлечение ребенка гаджетами. Для детей и подростков установлен лимит до 30 минут непрерывной работы. Мало? Так или иначе, ребенок должен сделать паузу между сеансами, даже если он вынужден выполнять домашнее задание на компьютере.
Как диагностировать нарушения осанки: осмотр у педиатра
Лечение: немедикаментозное, путем изменения рабочей позы, массажа для снятия мышечных спазмов, посещения лечебной физкультуры или плавания.
Качество питания в разных детских учреждениях может варьироваться, но и сам ребенок, становясь более самостоятельным, не всегда может позаботиться о себе вовремя. «Вопреки стереотипам, первые хронические заболевания ЖКТ формируются не в зрелом возрасте, а в детском и подростковом: пики развития этих патологий приходятся на 5-6 и 9-11 лет, – комментирует Елена Дмитриевна. – Первыми симптомами, которые должны насторожить родителей, являются потеря аппетита, чувство жажды, запоры, метеоризм. И, конечно, боль в животе или тошнота».
Приучите ребенка питаться регулярно. Правильный полноценный завтрак – каша или цельнозерновые хлопья с молоком, а также сыр, яйца, фрукты и орехи – может обеспечить высокую работоспособность на 3-4 часа. В качестве второго завтрака ребенку можно дать с собой йогурт, фрукты, сделать бутерброды из зернового хлеба с нежирным мясом. На обед – суп и салат. Овощи, рыба, мясо нежирных сортов (индейка, кролик), кисломолочная продукция – неплохие варианты для ужина, причем желательно, чтобы он был не позднее, чем за 2 часа до сна.
Как диагностировать нарушения ЖКТ: визит к педиатру или гастроэнтерологу
Лечение: специальная диета и прием препаратов только по назначению врача.
«Проблема социальной адаптации детей волнует не только родителей, но и врачей, так как число проблем соматического и неврологического характера у так называемых. «организованных» детей гораздо выше, чем у находящихся на домашнем воспитании, – отмечает Елена Дмитриевна. – Психосоматическую природу могут иметь и частые респираторные инфекции, и болезни ЖКТ, и серьезные неврологические дисфункции (тики, энурез)».
Хорошо, когда школа или другие занятия вызывают у ребенка положительные эмоции, поэтому одобрение и похвала (а не оценка!) ребенку в этот период очень нужны. Если и непосредственно школьный режим ему в новинку, то особое внимание надо уделить сну – его качество не должно ухудшиться.
Дети младшего возраста должны спать не менее 11 часов, дети 12 лет и старше – 9 часов в сутки. Оптимальным промежутком для засыпания является период 22:00- 22:30, а время пробуждения в выходные и будни не должно сильно отличаться. |
Дети с постоянным дефицитом сна хуже развиваются умственно и физически, страдают ожирением и даже, по мнению медиков, плохо переносят прививки.
«По данным наших наблюдений, эмоционально-психологический фактор может доминировать над иммунологическим при первичной адаптации ребенка в коллективе, – комментирует профессор Лусине Хачатрян. – Это значит, что частая заболеваемость детей в школе только отчасти объясняется вирусной активностью, но в большей мере – негативным психофизиологическим статусом».
Если ребенок каждый день не хочет идти в школу, жалуется на учебу, болеет (или симулирует болезнь), то имеет смысл обратиться к детскому психологу, который на раннем этапе поможет справиться со страхами и тревожностью без применения лекарств.
«Медикаментозное лечение тревожности у детей допустимо только под контролем врача, проверившего психофизиологический статус пациента, – комментирует профессор Хачатрян. – Я не советую родителям самостоятельно подбирать успокоительные для своих детей: большинство из них имеют побочные эффекты, которые могут помешать ребенку выполнять школьные задачи. Заторможенность, сонливость в дневное время, синдром отмены препаратов при длительном приеме только усилят нервное напряжение».
Как диагностировать тревожность: у педиатра, детского психолога или невролога.
Как корректировать: правильный режим дня и достаточная ежедневная физическая активность на свежем воздухе, помощь в социальной адаптации. Прием витаминных комплексов, в состав которых входят витамины группы В, витамины С, Е, А, D, а также калий и кальций.
Медикаментозное лечение: прием Гомеостреса, который нормализует сон и восстанавливает нервную систему в ночное время, препятствуя ее истощению.
О чем нельзя забывать
В начале учебного года эпидемиологи готовятся к первой волне респираторных заболеваний, которая всегда начинается с детей и только потом затрагивает взрослых. Кампания по вакцинации от гриппа уже началась в конце августа, и по желанию вы можете поставить прививку в районной поликлинике или дождаться плановой вакцинации в школе. Если сделать все вовремя, то к моменту пика заболеваемости организм уже будет защищен.
«Некоторые родители, боясь “вырастить двоечника” или не имея возможности взять больничный, отправляют ребенка в школу уже с симптомами вирусной инфекции, – говорит Елена Дмитриевна. – Так делать не стоит: вирусные инфекции у школьников встречаются до 4-х раз в год, и это в пределах нормы. Но вынуждая ребенка переносить их «на ногах», вы подрываете его иммунитет, и каждый эпизод ОРВИ он будет переносить все тяжелее».
Как диагностировать ОРВИ: повышенная температура, кашель или насморк, головная боль или мышечные боли.
Лечение: при первых же симптомах – прием безрецептурного противопростудного лекарства, соответствующего возрасту ребенка, например, Оциллококцинум, прием которого на ранних стадиях заболевания помогает предотвратить его дальнейшее развитие. При температуре выше 38о – дать Нурофен или Парацетамол и срочно вызвать врача на дом.