Астрономия возвращается в школу. В наше время все большее значение приобретает так называемая метапредметность иликонвергенция, когда знания из одной области наук используются в другой. Астрономия – именно такая интегральная наука, которая позволяет понять связь разных школьных предметов между собой.
12 апреля, в День космонавтики, в Московском центре технологической модернизации образования («ТемоЦентр») состоялся круглый стол «Космос-школа-образование», на котором обсуждались различные аспекты введения в школах нового обязательного предмета – астрономии. В нем принял участие Виктор Чаругин - автор учебника «Астрономия. 10-11 классы», изданного «Просвещением», Ирина Лапина, сотрудник Краснопресненской обсерватории Государственного астрономического института МГУ, Елена Петрова, главный редактор журнала «Физика в школе», профессор МПГУ, а также московские учителя и директора школ.
По мнению Ирины Лапиной, астрономия имеет мировоззренческое значение, поскольку дает школьникам целостное научное представление о мире. Ученик учится не только решать задачи, но и ставить их, что важно для жизни, работы и карьеры в любой области. Астрономия – интегральная наука, где используются знания математики, физики, химии, геологии и других предметов. Она помогает связать воедино все элементы картины мира.
«Шесть десятилетий назад человечество вышло за порог своей «квартиры» в космическое пространство и уже никогда не закроет за собой дверь, а будет осваивать этот мир дальше», - подчеркнула Ирина Лапина.
История астрономии – это история ответов на вечные вопросы об устройстве мира и о смысле существования человека в нем, рассказал автор учебника астрономии, профессор МПГУ Виктор Чаругин. Французский математик и астроном Пьер Симон де Лаплас считал, что астрономия как наука свидетельствует о высоте интеллекта человека. Поступательное развитие цивилизации определяется астрономическими исследованиями. Астрономию необходимо изучать, чтобы правильно понять современное естествознание, она повышает интерес учеников к изучению естественных наук.
«В новом учебнике описываются сложные астрономические явления и подходы к решению современных астрономических проблем на базе физических законов, которые школьники уже изучили. Большое внимание уделяется развитию представлений об окружающем мире, драме идей, которая предшествовала современным научным открытиям, и современным методам исследования Вселенной», - добавил Виктор Чаругин.
Елена Петрова подчеркнула, что даже в те годы, когда астрономия практически не преподавалась в школе, педагоги продолжали о ней говорить, в журнале публиковались статьи о методических проблемах изложения различных вопросов астрономии и астрофизики. Статьи на астрономические темы с удовольствием пишут школьники, интересующиеся этой наукой и изучающие ее на профильном уровне.
Учителя московских школ и учреждений дополнительного образования, участвовавшие в круглом столе, отметили, что хотя астрономия вводится только в старших классах, отдельные ее элементы необходимо изучать в рамках других предметов в течение всего школьного курса. А для более эффективного освоения курса астрономии необходимо совершенствовать техническое оснащение школ.
Особая проблема – формирование мотивации детей к изучению астрономии, ведь современный старшеклассник вряд ли будет добросовестно изучать даже интересный ему курс, если по нему не нужно сдавать ЕГЭ, и он не пригодится в будущей профессии. И здесь важно мастерство учителя, подчеркнула Ирина Лапина: если он умеет заинтересовать детей, то астрономия станет для них любимым предметом.