Институт страховых представителей – пациентоориентированный проект, направленный на оптимизацию деятельности страховых медицинских организаций. Цели проекта, реализация которого началась в июле 2016 года, - обеспечение и защита прав застрахованных граждан, их информационное сопровождение на всех этапах получения медицинской помощи, в том числе при проведении профилактических мероприятий, повышение уровня информированности граждан об их возможностях и правах в системе ОМС.
Страховые представители III уровня – это высококвалифицированные специалисты с высшим медицинским образованием и опытом в практическом здравоохранении не менее 5 лет. В их задачи входит:
· Участие в разрешении спорных ситуаций, возникающих между пациентом и медицинской организацией непосредственно в процессе получения медицинской помощи, с целью принятия мер, направленных на соблюдения прав граждан;
· Взаимодействие с застрахованным лицом и медицинской организацией по фактам нарушения профиля и сроков осуществления плановых госпитализаций;
· Отбор случаев для проведения тематических экспертиз по фактам несостоявшихся плановых госпитализаций по причине отсутствия медицинских показаний;
· Проведение экспертизы качества или медико-экономической экспертизы оказания медицинской помощи в рамках рассмотрения обращений застрахованных лиц;
· Индивидуальное сопровождение застрахованных лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями, лиц, поставленных на диспансерное наблюдение после стационарного лечения с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения, онкозаболеваниями, с целью информирования о необходимости постановки на диспансерный учет в связи с заболеванием, и установленной частоте наблюдения;
· Контроль своевременности явки и напоминание о необходимости своевременного прохождения диспансерных осмотров застрахованными лицами, подлежащими диспансерному наблюдению;
· Мониторинг потребления медицинской помощи лицами, состоящими на диспансерном наблюдении: повторные вызовы скорой медицинской помощи и случаи экстренной госпитализации в краткий срок по одному поводу, разъяснительная работа о необходимости своевременного обращения к участковому врачу. Проведение тематических экспертиз по указанным случаям;
· Участие в работе школ здоровья и привлечение к участию в их мероприятиях застрахованных лиц, имеющих II группу здоровья.
Предварительные итоги работы института страховых представителей:
За полтора года, прошедшие с начала внедрения института страховых представителей, у граждан сформировался определенный кредит доверия к ним, как к своим помощникам. Об этом свидетельствуют и изменения в структуре обращений к страховым представителям. Если раньше граждане обращались в свои страховые компании в основном по вопросам полисного обеспечения, то теперь все чаще вопросы связаны с организацией медицинской помощи, например, работой медицинских организаций, видом, качеством и условиями предоставления медицинской помощи по ОМС, выбором медицинской организации в системе ОМС. Число таких обращений в целом по РФ возросло на 25 %. Только доля устных обращений за консультациями выросла на 9,4% (3 кв. 2016 и 3 кв. 2017 г. данные ФФОМС).
Среди результатов работы страховых представителей I уровня (по данным ФФОМС):
· Время ожидания ответа сотрудника контакт-центра не превышает в среднем 20 сек;
· Время обработки обращения сократилось в 2 раза;
· Около 90% вопросов застрахованных решаются при первичном обращении.
Среди результатов работы страховых представителей II уровня:
· Увеличение доли обоснованных жалоб застрахованных лиц на 5% по данным формы ПГ;
· Увеличение суммы возмещений застрахованным лицам со стороны медицинских организаций в рамках мероприятий по досудебной защите прав на 40% по данным формы ПГ;
· Содействие в разрешении 98,7% спорных случаев в досудебном порядке по данным формы ПГ (в 2016 г. – 88,3%);
· Индивидуальное информирование 25,8 миллионов граждан о возможности прохождения диспансеризации по данным ФФОМС (это 99,3% граждан, подлежащих информированию);
· Увеличение числа граждан, прошедших диспансеризацию на 6,2 % в 2017 году по сравнению с 2016 по данным ФФОМС.
Структура института страховых представителей:
Страховые представители I уровня, представленные сотрудниками контакт-центров страховых медицинских организаций, начали работу в июле 2016 года. Основная задача этих специалистов – предоставление по устным обращениям граждан информации справочно-информационного характера по вопросам ОМС. Их функции включают в себя:
· Прием, учет и обработку входящих звонков в соответствии с утвержденными сценариями;
· Консультирование обратившегося в контакт-центр о его правах и возможностях в системе ОМС;
· Напоминание о необходимости прохождения диспансеризации или профилактических осмотров;
· Проведение телефонных опросов, например, о доступности и качестве мед. помощи;
· Маршрутизацию звонков на страховых представителей II и III уровней.
Страховые представители II уровня начали свою работу с января 2017 года Страховые представители II уровня организовывают работу с конкретными обращениями застрахованных лиц, принимают меры по восстановлению их законных прав при обращении за медицинской помощью. Их функции включают в себя:
· Защиту прав застрахованных в системе ОМС, работу с обращениями;
· Консультирование по вопросам оказания различных видов медицинской помощи, в том числе высококвалифицированной медицинской помощи;
· Информирование о профилактических мероприятиях, учет и контроль их прохождения;
· Контроль организации плановых госпитализаций;
· Контроль прохождения диспансеризации;
· Обеспечение взаимодействия страховых представителей всех уровней.
Количество страховых представителей I, II и III уровня (по данным ФФОМС на 10.2017 г.):
· 3 572 страховых представителя I уровня;
· 4 137 страховых представителя II уровня;
· 1 035 страховых представителей III уровня, из них обучено в 2017 году - 364.