Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Устранение задержки речевого развития

Лечение задержки речевого развития – это комплексный процесс, требующий индивидуального подхода и терпения. Важно понимать, что задержка речевого развития (ЗРР) – это не просто “ребенок позже заговорил”, а состояние, требующее внимательного анализа причин и своевременной коррекции.

Алгоритм действий

Первым шагом является консультация со специалистами: педиатром, неврологом, логопедом и, возможно, детским психологом. Педиатр исключит или подтвердит общие проблемы со здоровьем, невролог оценит неврологический статус ребенка, а логопед проведет диагностику речевого развития и определит уровень его отставания. Детский психолог поможет выявить возможные эмоциональные или поведенческие факторы, влияющие на речь.

Основным методом лечения ЗРР является логопедическая коррекция. Логопед проводит занятия, направленные на развитие артикуляции, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. Важно, чтобы занятия были интересными и игровыми, чтобы ребенок не терял мотивацию.


Фото разработано ru.freepik.com

Кроме логопедических занятий, могут быть назначены медикаментозные препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга и стимулирующие развитие нервных клеток. Однако, медикаментозное лечение должно назначаться только врачом и применяться в комплексе с другими методами коррекции.

Большую роль в лечении ЗРР играет домашняя работа. Родителям необходимо активно заниматься с ребенком, читать книги, играть в речевые игры, стимулировать его к общению. Важно создать благоприятную речевую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и уверенно.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и результаты лечения могут быть разными. Однако, при своевременном обращении к специалистам и активном участии родителей, большинство детей с ЗРР успешно преодолевают речевые трудности и догоняют своих сверстников в развитии.

Признаки ЗРР

До года

  • Отсутствие гуления и лепета в 2-3 месяца. Ребенок не издает звуков, похожих на "агу", "бу", "ма".
  • Не реагирует на обращенную речь. Не поворачивает голову в сторону говорящего, не улыбается в ответ.
  • Не имитирует звуки, издаваемые взрослыми.
  • Не использует жесты для выражения своих потребностей.

От года до двух лет

  • Словарный запас меньше 10-20 слов к двум годам. Ребенок не называет простые предметы, не понимает простые инструкции.
  • Не использует жесты для общения. Не показывает пальцем на предметы, не машет рукой "пока".
  • Не пытается строить простые фразы из двух слов (например, "мама дай").
  • Трудности с пониманием простых вопросов. Не может показать, где находится нос, глаза, рот.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста. 

Популярное