Что было внутри заколоченных туалетов советских электричек: от чайников для машинистов до зимних оконных рам
- 16:22 24 августа
- Юлия Карамазова

Тайная жизнь советских электричек: как туалеты стали "комнатами отдыха" для машинистов
Современные пассажиры пригородных поездов знают, что в электричках существуют туалеты. Но еще 10-20 лет назад о наличии этих удобств мало кто догадывался, хотя они уже тогда исправно работали — правда, не для пассажиров.
История начинается с первой массовой электрички ЭР1, выпущенной Рижским вагоностроительным заводом в 1957 году. В этих составах туалеты предусматривались исключительно для локомотивных бригад и располагались в служебных тамбурах. Пассажирам оставалось лишь гадать о назначении загадочных помещений с цифрой "6" на дверях.
С появлением легендарных "зеленых" электричек ЭР2 ситуация формально изменилась — в промежуточных вагонах появились туалеты для пассажиров. Однако на практике они почти никогда не функционировали. Как объясняют эксперты, "технически всё для работы санузлов было предусмотрено: и место под оборудование, и возможность подвода воды, и даже варианты обогрева. Но организационно вопрос так и не решили".
Вместо санитарных комнат эти помещения превратились в многофункциональные пространства для железнодорожников. По воспоминаниям машиниста С.Л. Вершинина, здесь хранились зимние рамы лобового остекления с системами обогрева, щетки для электрических машин и различные запчасти. Зимой рамы устанавливали, весной снимали — и туалет продолжал служить кладовкой.
Но самое интересное происходило в кабинных туалетах. Здесь машинисты обустраивали настоящие "комнаты отдыха": самодельные плитки на 50 вольт, электрические чайники, специальные чайнички для заварки. "До появления пакетиков заварка хранилась в специальных чайничках прямо на поезде, и чай всегда был свежим", — отмечают ветераны.
В тесных помещениях также размещались рукомойники "деревенской технологии с соском", куда вода заливалась из канистр, и самодельные столики для заполнения журналов и обедов. Это было своего рода секретное пространство, где можно было разогреть еду, помыть руки и даже устранить неисправность в пути.
Позже, при переводе составов в Металлострой, все эти "пожарно-опасные" элементы демонтировали. Сегодня круглые кабины ЭР2 вызывают ностальгию у любителей железных дорог, а история их туалетов напоминает о временах, когда человеческая изобретательность побеждала технические несовершенства.
Для пассажиров эти помещения остались загадкой: вроде бы туалет есть, но пользоваться нельзя. Для машинистов же они стали настоящими "комнатами отдыха", где кипела жизнь, пахло свежей заваркой и хранились секреты профессии.
Источник: dzen.ru