Мы ждем отпуск как награду за подвиг, мы любим отпуск за возможность не думать о проблемах, и не зарываться в каждодневные заботы хотя бы эти две-три недели. Часто мы планируем отпуск заранее, а представлять себя в отпускном состоянии начинаем за неделю до назначенной даты. И тут логично встает вопрос, брать ли с собой в этот бесконечный мир счастья детей, особенно когда речь идет о малышах.

До появления своих детей, мой ответ был: однозначно нет. Аргументов для такого решения я находила массу: ребенок будет отнимать все время и силы, с ним не удастся расслабиться и отдохнуть по-настоящему, он может простыть или чего хуже подхватить какую-нибудь инфекцию, он может нахлебаться морской воды, потеряться и еще бесконечное количество этих злосчастных «может» вертелось в моей голове.

Первая поездка

И было это ровно до тех пор, пока я сама не стала мамой. Когда моему сыну исполнилось четыре месяца, почти на год мы переехали в Краснодар. А уже в шесть месяцев Ваня совершил свою первую поездку к морю. Уехали мы в первый раз недалеко – за 160 км от Краснодара, в Анапу.  И пробыли там всего дней пять, побоялись тех самых «может», которые оккупировали мое сознание задолго до рождения сына. Однако все прошло как нельзя лучше.

Уточню, что ехали мы, как говорится, в никуда. Ни забронированного заранее номера в отеле, ни запланированных занятий, ни точного маршрута у нас не было. В итоге поселились в небольшом, но чистом и не дорогом мини-отеле, питались в столовых, благо их в Анапе предостаточно, купались на городских пляжах. И могу вас заверить, наш малыш не только не заболел от такого отдыха «дикарями», наоборот, он загорел, повеселел и был абсолютно счастлив.

Тонкости в таком отдыхе с малышом конечно были: например, приходилось кормить его преимущественно баночным детским питанием и кашами быстрого приготовления. Со сном тоже была отдельная история: сын спал беспокойно, укачивать его приходилось долго. Дома я делала это преимущественно сидя на фитболе, на отдыхе же такого подручного средства никто не предоставлял, поэтому приходилось нам с мужем по очереди качать его на руках.

Спал Ваня на сооружении, слабо походившем на детскую кроватку. Кстати, если при заселении в мини-отель вам говорят, что детское место предоставляется, не обольщайтесь. Это не будет кроваткой или хотя бы креслом-кроватью, скорее всего – это небольшая кушетка или танкетка, на которой и предложат положить на ночь ваше вертлявое и беспокойное чадо.

Зато от самого моря ребенок получил колоссальное удовольствие. Он с радостью играл на пляже в своем бассейне, купался с папой в море. Вечерами мы всей семьей ходили смотреть поющий фонтан и гулять по набережной Анапы. В общем, первые в нашей жизни пять дней отдыха в компании с сыном прошли легко и интересно, мы отдохнули и получили массу приятных впечатлений, наблюдая за эмоциями своего ребенка.

Тур по побережью

А спустя месяц мы решились на большой вояж по побережью Краснодарского края: Джугба – Новороссийск – Абрау-Дюрсо – Лоо – Лазаревское –  Сочи.  Ехали не спеша, к вечеру доезжали до пункта назначения, ночь спали в гостинице или отеле, а с утра отправлялись изучать новое место и его достопримечательности. Если место нам нравилось, мы оставались на пару дней, если нет, после обеда могли вновь тронуться в путь.

Не забывайте и о капризах в дороге. А они неизбежны. Сколько бы вы не взяли с собой игрушек и книг, не запаслись бы вкусняшками и водой – в долгой дороге ребенок устает. Даже малышам, которые еще не ходят (наш случай), нужна свобода и простор. Ребенок устает от однообразия поездки, ему не интересно несколько часов к ряду сидеть на одном месте с одними и теми же людьми. Поэтому будьте готовы к частым незапланированным остановкам и коротким прогулкам хотя бы вдоль шоссе.

Мы могли двигаться без остановок только, когда сын спал. Сразу оговорюсь, в детском кресле он спал не больше 30 минут, просыпался весь вспотевший и без настроения, поэтому после такого сна его еще час приходилось успокаивать его на прогулке. А значит, если ехать мы хотели долго, я брала сына на руки. Муж пристегивал нас друг к другу всеми возможными способами и ремнями, и в жутко неудобном положении для меня, но комфортном для сына, мы отправлялись в путь. Правда и тут были свои нюансы.

Например, по закону подлости, я резко могла захотеть в туалет, а остановиться и выйти из машины можно было, только разбудив сына. Или на нашем пути оказывалась патрульная машина ГИБДД. А с гаишниками, особенно на Кубани, полюбовно разойтись крайне сложно. Нам удалось только однажды, кстати, только благодаря сыну и его обаянию, но исключение только подтверждает правило. Сотрудникам ГИБДД абсолютно все равно, что твой сын привязан к тебе намертво дополнительным ремнем безопасности, как самолетах при полете, а ты в свою очередь пристегнута своим ремнем. Ведь по правилам ПДД ребенок во время движения автомобиля должен находиться строго в автокресле. Так что риск здесь есть всегда.

Джубга

Итак, первая остановка – Джубга. Здесь у побережья было чересчур многолюдно, видимо сказалась близость моря к Краснодару – 120 км и полтора часа езды на машине. Сама по себе Джубга – это курортный поселок, где в центре шумно и многолюдно, а стоит свернуть с главной улицы – окунешься в станичную тишину и незатейливый сервис местных шашлычных кафе. Кстати, на въезде в поселок пришлось простоять в километровой пробке, что также не добавило прелести  отдыху. В общем задержались мы там только на полдня, тем более, что не нашли ни одного магазина с детским питанием и подгузниками. А ни без того, ни без другого обойтись, как вы понимаете, не могли.

Новороссийск

Зато впечатлил Новороссийск. Несмотря на то, что город считается портовым, и сам по себе  небольшой, здесь есть, что посмотреть. В первую очередь стоит обратить внимание на набережную. Она растягивается вдоль берега на два километра. Самая главная достопримечательность набережной –  крейсер «Михаил Кутузов». В свое время это был один из лучших боевых кораблей мира, а сейчас стал символом Черноморского флота. Если по каким-то причинам вы не решитесь посетить музей на крейсере, можно просто понаблюдать за кораблями, останавливающимися в порту.

Есть в Новороссийске и места для купания. Для отдыха с детьми больше подойдет Широкая балка, где мы и остановились. Единственное неудобство – находится место несколько в отдалении от центра города, но добраться туда труда не составит, зато вы будете вдали от промышленного центра города.

Абрау-Дюрсо

Отдельного внимания заслуживает, конечно же, Абрау-Дюрсо, излюбленное курортное место всех отдыхающих. Любителям винного туризма придется по вкусу знаменитый завод игристых вин, расположенный в курортной зоне Абрау. Туристам предлагают экскурсию на завод с дегустацией местных вин. Хороша будет и прогулка по территории Абрау. Красивые изгороди, фонтан, аллея из роз, тенистый парк понравятся и детям и взрослым. Мы точно были в восторге от этого места и спустя время не раз туда возвращались.

Лоо

В Лоо мы оказались совершенно случайно: устали ехать, Ваня начал капризничать, муж был не прочь пообедать. Остановились возле первого попавшегося кафе, и,  как оказалось, весьма удачно. Рядом с кафе был выход на пляж, и мы с сыном, оставив мужа наедине с тарелкой борща, устремились к морю. Почему-то именно это место произвело на меня самое сильное впечатление. Тихий галечный пляж, прозрачная вода, ласковые волны и покой, покой, покой. Пока сын увлеченно перебирал гальку на берегу, я нежилась в море. И за какие-то полчаса этой спонтанной остановки отдохнула так, как не отдыхала за всю эту поездку.

Зато в Лазоревском, куда мы планировали заехать изначально, не понравилось. Многолюдно, шумно, дорого, хотя чисто и красиво.

Красоты Сочи

Следующей нашей остановкой был Сочи. Здесь мы прожили несколько дней, посетили массу красивых мест и набрались впечатлений  на год вперед. Сразу оговорюсь, дорога до Сочи тяжелая, сравнительно небольшое расстояние в 65 км, мы преодолевали почти четыре часа. Все дело в серпантине, который ведет к городу, и большом количестве зерновозов, то и дело встречающихся на узкой дороге. Тем, кого укачивает в пути, придется особенно тяжело. Но преодолев этот путь, вы будете вознаграждены.

Первыми местами, которые мы посетили в Сочи, стали парк Ривьера и городской пляж. На пляже, сразу скажу, ничего интересного. Крупная галька мешает ходьбе, а булыжники на мелководье и вовсе делают вход в море опасным. Не добавляет оптимизма и грязь, и море с плавающим мусором.

А в Ривьере стоит задержаться. Если вы будете в парке с детьми постарше, они придут в восторг от множества аттракционов, игровых автоматов и многообразия сладостей. К нашему с мужем счастью, в то время, когда мы оказались в Ривьере, аттракционы и сладости сына интересовали мало, поэтому мы спокойно и с удовольствием побродили в тени Розария, полюбовались жемчужными часами, погуляли среди разных скульптур и насладились красотой парка.

Особо стоит отметить большой Сочинский дельфинарий. Туда мы не смогли не зайти. И хоть на представление с дельфинами не попали, зато посетили чудесный пингвинарий (он находится на территории дельфинария). Весь зал пингвинария выполнен в арктической стилистике и кроме вольеров с забавными пингвинами есть два огромных аквариума с рыбами и морскими черепахами. Понаблюдали за пингвинами, полюбовались черепахами, получили море удовольствия.

На следующий день отправились в Дендрарий. В верхнюю часть парка не пошли, побоялись утомить ребенка долгой прогулкой, зато нижней насладились сполна. Наверх, кстати, можно попасть на подъемнике и, уже спускаясь, наслаждаться диковиной красотой разнообразной растительности, красивейшей архитектурой, скульптурами и фонтанами. В парке собраны растения из Китая, Японии, Австралии, Америки, Бразилии, Аргентины, Мексики. Архитектурный ансамбль в Дендрарии был создан еще в девяностых годах девятнадцатого века мастерами франко-итальянской компании Дюреном и Капелларо. Не все удалось сохранить до наших дней, и достраивали Сочинский Дендрарий уже в советские годы отечественные архитекторы, но и то, что представляет сейчас парк, впечатляет. Нижняя часть парка также богата на архитектуру. Украшение парка – красивый каскад прудов, на самом большом из которых построена смотровая площадка с круглой беседкой. А самое главное зрелище нижнего дендрария – конечно же, черные лебеди. Они вальяжно расположились в одном из прудов парка, ничуть не смущаясь его посетителей. Природа в нижней части парка не менее удивительна, чего стоит одна бамбуковая роща или раскидистые, переплетающиеся стволы невиданных деревьев.

Красная Поляна

В финальной части путешествия нас ждала знаменитая на весь мир Красная Поляна. Дорога туда – одно удовольствие. Шоссе поднимается на 500-метровую высоту, но подъем совсем не ощущается, а вдоль всего пути тянется железная дорога. Не стоит превышать скоростной режим, по всей дороге стоят камеры видеослежения и фиксируют нарушения. Местами трасса уходит в затяжные тоннели, но ехать по ним совсем не страшно, все они оснащены современным оборудованием.

Впечатляет и вантовый мост. Говорят, это самый протяженный вантовый мост на юге России. Его длина – 800 метров. Он настолько крепкий, что ему не страшны никакие катаклизмы природы.

Крупнейший на Красной поляне курорт - Роза Хутор. Он соединен между собой гондольными канатными дорогами «Олимпия», «Заповедный лес» и «Кавказский экспресс».  Именно на них мы и отправились в свое поднебесное путешествие. Правда, с моей боязнью высоты, канатная дорога, стремящаяся к облакам – не совсем мой вид транспорта. Особенно острых ощущений я набралась, когда на обратном пути канатка вдруг остановилась, и мы провисели не меньше пяти минут над пропастью, раскачиваясь на ветру. Зато нашему малышу высота совсем не мешала. Он с удовольствием проводил время на подъемнике, разглядывая окрестности. А посмотреть действительно было на что. Вид с высоты птичьего полета открывался потрясающий. На первой канатке «Олимпия» можно полюбоваться Красной поляной и окрестными горами, дорога приводит нас к Горной олимпийской деревне, где на балконах до сих пор сохранились флаги сборных – жителей деревни. Высота здесь 1170 метров над уровнем моря.

Следующая остановка «Беседка» - это своего рода перевалочный пункт, чтобы пересесть на следующую линию и добраться до Розы Пик. Мы поднимаемся к скалам, на высоту 2320 метров. Здесь намного прохладнее, чем внизу, поэтому собираясь на высоту, не забудьте захватить теплую одежду. Вид здесь действительно потрясающий. К краю смотровой площадки я подходить не решилась, но и без того было, что посмотреть. Облака спускались на горы и туманом ложились на альпийские луга. Такая панорама одновременно и восхищала, и пугала своей мощью. Сразу становится ясно, насколько мал и бессилен человек перед могуществом природы.

Мы еще немного полюбовались красотами природы, подумали «о вечном» и двинулись в обратный путь.

Поездка наша оказалась увлекательной и познавательной, хоть и не всегда легкой. Маленький ребенок, безусловно, внес свои коррективы в наше путешествие: ехали мы дольше, останавливались чаще, спали тревожнее, отдыхали реже. Но все это было мелочами по сравнению с тем удовольствием, которое мы и сынок получили от этой долгой, спонтанной поездки.