12 декабря выставка неаполитанских вертепов XVIII века открылась в Музее Храма Христа Спасителя. Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, поделился с «ТД» своими впечатлениями о выставке и рассказал, какой вертеп ему хотелось бы видеть перед кафедральным собором Москвы.
Выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века», которая проходит в рамках Года Италии в России, - уникальная возможность познакомиться с произведениями неаполитанского прикладного искусства XVIII века.
XVIII век – «золотой век» неаполитанской культуры, когда Неаполь становится одним из культурных центров, который непременно старались посетить приезжавшие в Италию художники, поэты, писатели, интеллектуалы.
Вертеп – произведение народного искусства. Он очень просто и доступно представляет одно из главных событий истории – Рождество, воплощение Господа Иисуса Христа. Его форма проста и понятна даже совершенно необразованному человеку, а образы очень близки к тому, что он видит в обычной жизни.
Фабрицио Вона, генеральный директор Специальной Дирекции Объединенных музеев города Неаполя по вопросам исторического, художественного и этноантропологического наследия, на пресс-конференции по поводу открытия выставки отметил, что в вертепе происходит «смешение церковного и народного искусства». Рождество – это событие соединения небес и земли, встреча Бога и человека. Господин Вона подчеркнул, что в искусстве вертепа особое значение придается свету, и попросил обратить внимание на то, как выставлен свет в главном вертепе на экспозиции в Музее Храма Христа Спасителя.
«Палестинский вертеп» современного итальянского художника Роберто Ванадиа
Представленные на выставке вертепы, или «презепе», как их называют итальянцы, не вполне можно отнести к произведениям народного искусства. Правильнее называть их «придворные презепе», потому что этот род вертепов изготовлялся при дворе Бурбонов и во дворцах неаполитанской аристократии, а на создание фигурок, домиков и разнообразных деталей тратились огромные деньги.
Ткани изготовляли специалисты по ткацкому делу, над фигурками трудились известные мастера. На пресс-конференции по поводу открытия выставки в Музее Храма Христа Спасителя Россана Муци, куратор выставки и директор Национального Музея Сан-Мартино в Неаполе, рассказала, что одной из задач мастеров было сделать вертеп максимально реалистичным, живым. Фигурки были подвижными, могли двигать руками и ногами, менять положение и позу, так что сам вертеп очень напоминал сцену кукольного театра. Эти фигурки действительно можно принять за дорогие куклы и в них на самом деле хочется поиграть. Наверное, из-за этого выставка будет особенно интересна детям.
Животные делались с натуры: собаки – с королевских охотничьих псов, а чтобы изготовить оленей, художникам приходилось отправляться в лес и там наблюдать за этими животными.
В витринах Музея Храма Христа Спасителя – олень и лань, козы, охотничьи собаки и небольшая, размером с ладонь, черно-белая кошка. Многие фигурки сделаны настолько живо, что кажется, будто этот удивительный миниатюрный мир вот-вот начнет двигаться: лежащий на полу пес поднимется и подойдет к столу, чтобы выпросить чего-нибудь вкусненького, а кошка, например, свернется в клубок.
Интересно, что неаполитанский вертеп представляет три сцены: Богородицу с Младенцем, поклонение пастухов и… таверну.
Как пояснила госпожа Муци, таверна – это гостиница, в которой не нашлось места Марии и Иосифу. Она как бы контрастирует с изображением пещеры, в которой родился Иисус Христос. Интересно, что таверна в вертепе – это самая настоящая итальянская таверна (а не какая-нибудь палестинская), и изображенные в ней сцены - скорее из итальянской жизни. Удивительно, как точно воссоздан гостиничный быт: сделаны не только фигурки людей, но и корзины с фруктами. На выставке в Музее Храма Христа Спасителя мы видим лежащую на столе связку чеснока, а на стенном крюке – распотрошенную говяжью тушу. Представленная в вертепе жизнь очень и даже чересчур реалистична.
На выставке можно увидеть не только вертепы, но и произведения итальянской живописи и графики, связанные с событием Рождества Христова. Эти удивительные картины, рисунки и зарисовки позволяют еще глубже окунуться в атмосферу христианской Италии. А сама выставка дает возможность узнать, как представлено Рождество в итальянском искусстве и, может быть, глядя на творения католических мастеров, как-то обогатить свои познания и представления, и увидеть один из главных христианских праздников в новом для себя ракурсе.
Филиппо Фальчиаторе (1718–1768). Поклонение пастухов. Неаполь, Музей Дука ди Мартина
Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, рассказал корреспонденту «ТД» о том, как возникла идея выставки неаполитанских вертепов и какой вертеп ему бы хотелось видеть перед кафедральным собором Москвы.
- Отец Михаил, Вы сами отбирали экспонаты для выставки?
- Самое непосредственное участие в отборе экспонатов я не принимал, но приезжал в Неаполь, был в Музее Сан-Мартино, где представлен богатый выбор вертепов. В основном, это вертепы камерные, домашние, и первоначально у нас была идея повторить выставку вертепов, которая была в Храме Христа Спасителя в 2005 году. Но когда мы познакомились с директором музея Сан-Мартино, увидели, что у них есть, и показали им наши выставочные площади, то поняли, что просто повторить выставку будет недостаточно, к тому же это и не так интересно. Благодаря Ларисе Анисимовой, которая возглавляет международный фонд «Академия Арко», родилась другая концепция - сделать один большой вертеп, а на остальных площадях Музея Храма Христа Спасителя разместить фрагменты неаполитанских вертепов и картины итальянских художников, которые рассказывали бы о таинстве Рождества Христова.
Лариса Анисимова - наш давний друг и помощник, мы несколько раз организовывали культурные мероприятия, в частности, вывозили в Италию наш хор, и он пел в Соборе Святого Петра в Риме.
Что касается нынешней выставки, думаю, что она сделана удачно.
- Нет ли идеи сделать экспозицию русских вертепов?
- Сделать такую выставку было бы очень хорошо, и об этом мы задумались еще после первой выставки итальянских вертепов. Но, к сожалению, наши старинные вертепы практически не сохранились, а ведь особенно в южнорусских областях было очень распространено их изготовление.
Делать нынешнюю выставку нам помогали сотрудники московского Музея декоративно-прикладного искусства. Мы подружились, и, может быть, с их помощью сможем найти что-то, что касается русских вертепов, сделать выставку, а возможно и вывезти ее в Италию. Думаю, там к такой выставке был бы большой интерес.
- Очень хочется спросить, какой вертеп будет сделан в Храме Христа Спасителя?
- По поводу вертепа у меня давно существует одна мысль, которую я привез из Рима, когда впервые увидел на площади перед собором Святого Петра большой вертеп, в котором фигуры новозаветных персонажей были представлены в полный рост. Причем каждый год определенная область Италии имеет честь представить свой вертеп на площади святого Петра и, кончено же, сделать его в соответствии со своими традициями. Это очень интересное зрелище.
И вот когда я это увидел, то подумал, что было бы хорошо и перед Храмом Христа Спасителя когда-нибудь устроить подобный вертеп.
Кстати, в один из рождественских праздников мы сделали перед храмом ледяную скульптуру, которая представляла сцену Рождества Христова. Она пользовалась большим успехом: люди подходили, фотографировались на фоне ледяного вертепа. Это был удачный опыт.
И мне бы хотелось обратиться через СМИ с таким своего рода призывом и сказать, что если бы нашлись умельцы, которые могут изготовить большой вертеп, мы с удовольствием поставили бы его под ёлкой, которую украшаем к Рождеству напротив входа в Храм Христа Спасителя.
- Значит, если никто не найдется, в этом году в храме будет маленький вертеп?
- Думаю, что никакого не будет, потому что не оказалось никого, кто мог бы помочь нам его сделать.
Но те, кто придет к нам в Храм Христа Спасителя, в западной его части могут увидеть итальянский вертеп, который был нам подарен организаторами выставки вертепов в 2005-м году. Кроме того, будет вертеп в музейной галерее, который был сделан специально к открытию выставки "Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века".
Выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» продлится до 8 марта 2012 года.
Фотографии Александры Соповой