Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.

Как разговаривать с незнакомыми


Схема может быть такая.


Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.


Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.


Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.


Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.


Рассмотрим пример.
– Здравствуй, девочка!
– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).
– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).


Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.


Что может говорить незнакомец?


Незнакомый мужчина:


1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.


Незнакомая женщина:


5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.


Симпатичная девушка 18-ти лет:


7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?
И так далее.


Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные жирным шрифтом.
А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.


Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.


 

Беседа ребенка с незнакомцем: варианты пресечения разговора


Разговор с незнакомцем всегда представлял трудность не только для ребенка, но и для взрослого человека. Сразу определимся в терминах. Ребенку можно объяснить: «Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители и не знаешь ты».


Соответственно, знакомый человек – тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться». Если кто-то (родители или дети) не доверяют каким-то людям, скорее всего, нужно подумать о прекращении тесных контактов. Получается, что в число незнакомцев попадают и незнакомый родителям одноклассник ребенка, и мамина подруга, которую ребенок даже видел несколько раз, но не был ей представлен. Чтобы человек перешел в категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это знакомство происходило в присутствии «всех заинтересованных сторон».


Допустим, мама и ее сын Сережа встречают на улице двух маминых подруг – Алису и Галину. Здороваются, общаются, приглашают друг друга в гости. Приходит затем к ним мамина подруга Алиса. Мама зовет ребенка и говорит: «Алиса, это мой сын Сережа. Сережа, это моя подруга Алиса. Вот и познакомились! Иногда тетя Алиса будет тебя, Сережа, забирать из школы. Хорошо?» Сережа согласен, и теперь можно сотрудничать.


В этом случае мамина подруга Алиса попадает в категорию «знакомые взрослые» и может забрать Сережу из школы. Для этого, правда, мама должна познакомить Алису с классным руководителем сына или даже написать специальное письменное разрешение. Если же вдруг за Сережей придет мамина подруга Галя, то никто ей ребенка не отдаст, даже если он будет проситься. Возможна и обратная ситуация – воспитатель, не разобравшись, позволит забрать ребенка, но Сережа скажет, что с тетей Галей он не знакомился, и идти ему с ней нельзя – мама не разрешает.


Итак, с понятием «незнакомый человек» в первом приближении мы разобрались. Вернемся к анализу сложностей разговора с незнакомцем. Вспомним, какие чувства испытываете вы, родители, разговаривая с незнакомцем. Это и неловкость оттого, что чего-то не знаете и не можете ему помочь (найти улицу, магазин и т.п.), и трудность ведения беседы с агрессивно ведущим себя человеком, и жалость к людям, попавшим в беду (или умело создающим такое впечатление). Нам неудобно прервать ненужный нам разговор, трудно сказать: «Спасибо, мне надо идти». В итоге вы же еще и извиняетесь, хотя РАЗГОВОР ЗАТЕЯЛ НЕЗНАКОМЕЦ, он и должен извиняться, что потревожил вас, отнял ваше время и т.д.

Если уж взрослые с трудом прекращают ненужную им беседу, что же говорить о детях? Они, как и вы, считают, что невежливо перебивать взрослого, уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится секунд 10. В течение этого времени незнакомец может быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому ребенку и попытаться его схватить.


Что же делать? Я считаю, что ребенок (взрослых это, кстати, тоже касается) имеет много шансов на благоприятный на него выход из разговора, если будет действовать по следующей схеме.


Шаг 1. Оцениваем ситуацию.
Шаг 2. Держим дистанцию!
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.
Шаг 4. Уходим в безопасное место.


Напомним, что после выхода из ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о беседе с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы незваного собеседника.  Почему такое серьезное внимание необходимо уделять быстрому выходу из разговора? Анализ происшествий, связанных с исчезновением детей, показывает, что детей в подавляющем большинстве случаев уводят с помощью обмана, то есть дети сами уходят за злоумышленником.


Рассмотрим варианты пресечения разговора. Этот материал можно использовать во время обучающих бесед со своими детьми.


1. К тебе во дворе подходит твой ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим».
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей».
Он продолжает: «Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?».
Твой ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». Ты быстро отходишь на два метра и идешь домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. После твоего рассказа родители спустятся во двор и проверят информацию.


2.  Тебя на улице окликает взрослый и говорит: «Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.


3. К тебе на улице подъезжает автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит тебя: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь от машины на 2 метра и уходишь в безопасное место в направлении, противоположном ходу машины, проверяя, не преследует ли тебя женщина. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.


4. К тебе во дворе подъезжает автофургон и молодой парень спрашивает тебя: «Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!»
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место (например, домой), проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.


5. К тебе во время прогулки на школьном дворе подходит добрая бабушка и говорит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.


6. К тебе на улице подходит дедуля с листком бумаги: «Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь. Спросите у взрослых». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.


Обучая детей, нужно делать акцент не на том, что не должен говорить ребенок, а на том, что он должен сказать, чтобы разрядить ситуацию, не обозлить незнакомца и, не подвергая себя опасности, быстро покинуть место нежелательной беседы. После того, как ребенок окажется в безопасности, он должен рассказать обо всем родителям, учителям или другим знакомым взрослым. А расскажет он или нет – это зависит от того, какие отношения сложились у ребенка с его родителями. К установлению добрых и доверительных отношений и нужно стремиться, уважаемые родители! 

Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?


«Своих жертв он выбирал из числа детей, которые в одиночку гуляли на улице либо находились в безлюдных местах. Злоумышленник подходил к ним, обращаясь под благовидным предлогом – проводить до улиц, местонахождение которых он, якобы, не знал». В другом случае потерявшийся мальчик никак не мог узнать, как ему добраться до автобусной остановки, поскольку встретившиеся ему по дороге школьники просто убежали от него, ничего не объяснив. Эта информация из новостных лент показывает нам одну из проблем сегодняшнего дня: «Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?». Мое мнение таково. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН помогать незнакомцам, НО МОЖЕТ это сделать, максимально соблюдая осторожность и предварительно обеспечив СОБСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.


Как это может выглядеть на практике? В первом случае мужчина просит ребенка показать дорогу до улицы Ленина, причем практически  в каждом городе есть такая улица. Ребенок, допустим, знает, как до этой улицы пройти. Но его первой реакцией должно быть следующее: оценка ситуации, отход на безопасное расстояние (2 метра), прекращение разговора и уход в безопасное место.

Отойдя на достаточное расстояние (4-5 метров), ребенок МОЖЕТ помочь незнакомому человеку, махнув рукой в нужную сторону и крикнув: «Идите по этой улице до светофора, а потом поверните направо». Можно также посоветовать спросить дорогу у продавщицы киоска или у людей на автобусной остановке. Сказав это, ребенок должен продолжать свое движение от незнакомца, пока не сможет убедиться в своей полной безопасности. После этого необходимо сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем.

Еще раз отмечу, что он может помочь, но не должен. Даже если он просто молча уйдет, это должно быть впоследствии отмечено родителями как правильный поступок. Взрослый должен искать помощи у взрослого. Его обращение за помощью к ребенку должно выглядеть непонятным и подозрительным. Поэтому родители, считаю, обязаны объяснить ребенку все эти установки и проверить, как он их усвоил.


Во втором случае к школьникам обратился их сверстник. Ребята не стали с ним разговаривать и убежали. В принципе, они сделали все правильно с точки зрения обеспечения собственной безопасности. Но в данном случае они вполне могли помочь ребенку, который представился им заблудившимся. Для этого им нужно было лишь указать направление движения или посоветовать обратиться к взрослым.

Важно! Почему бы им не проводить его до автобусной остановки? Есть и такой вариант, но я бы его не рекомендовал. Возможно, этот мальчик потерялся, а может, пытается провести по нужному маршруту каких-нибудь неосторожных детей, причем он прекрасно знает, где эта остановка, на полпути к которой стоят его взрослые сообщники. Предложенный сценарий развития события кажется вам невероятным? Мне представляется это вполне возможным. Выяснять это, думаю, нет необходимости.

Что же делать, если к школьнику обращается за помощью совсем маленький ребенок? Просит, скажем, достать мяч, укатившийся в подвал; или же торопит помочь его сестре, к которой пристали хулиганы.


Какие могут быть здесь опасности? Например, взрослый мужчина попросил свою племянницу позвать «вон ту девочку» поиграть в соседний двор, пообещав за это шоколадку. Девочка, не подозревая злого умысла, будет долго уговаривать свою сверстницу пойти с ней, и, возможно, ей это удастся. Затем добрый дядя, дав обеим девочкам по шоколадке, начнет с ними играть. Чем дело закончится? Они могут уехать «в цирк», причем маленькая племянница, сама того не ведая, становится соучастницей похищения. Что же делать? Следуя предложенной выше схеме, необходимо сначала обеспечить собственную безопасность, а потом уже понять, как можно (и нужно ли) помочь малышу. В подвал идти, конечно же, нельзя. Бежать драться с хулиганами – тоже нерезонно. Самый оптимальный вариант – сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем и действовать по их указаниям.


В этом случае мы и малыша в беде не оставим (мы еще не знаем, есть ли она, эта беда), и сами опасности не подвергнемся.


Следующий случай – бабушка просит ребенка перевести ее через дорогу. Чем может быть опасна милая старушка? В одном из случаев не совсем здоровая пожилая женщина пыталась приводить с улицы детей для своего душевнобольного сына. Не стоит, думаю, проверять, добрая это бабушка или нет. Безопаснее всего не подходить к ней, а обратиться (соблюдая осторожность) к ближайшему взрослому, чтобы он помог бабушке.


Не слишком ли жестоко – отказывать в помощи людям? Считаю, что реалии сегодняшней жизни вынуждают нас убедить ребенка на первое место ставить собственную безопасность, поэтому помогать лучше всего следующим образом – обратиться с просьбой о содействии к знакомым взрослым.


В завершение – один из самых сложных случаев. Кто-то стучится в дверь и просит ребенка открыть ее и дать позвонить к врачу, поскольку рядом умирает человек. Даже в этом случае открывать дверь и помогать таким образом рискованно. Ребенок может узнать через дверь номер, по которому нужно позвонить, вызвать врача и обязательно перезвонить родителям, сообщив о происшествии. Если просят валидол или другое лекарство, можно попросить человека выйти из подъезда, а таблетки бросить на улицу через форточку. В случае если больной – настоящий, ребенок сделает все, что нужно для спасения жизни. Нужно посоветовать незнакомцу постучать и в другие квартиры, поскольку там могут быть взрослые, которые могут оказать дополнительную помощь.


Выводы.


1. Ребенок не обязан и не должен помогать незнакомым людям, кто бы они ни были: взрослые мужчины или женщины, дедушки, бабушки, дети разного возраста.


2. В первую очередь ребенок должен обеспечить собственную безопасность так, как он делает это в случае попытки незнакомца заговорить с ним.


3. Оказавшись в полной безопасности (подойдя к родителям, к учителям либо отойдя от незнакомца на несколько метров и убедившись в отсутствии преследования), ребенок может помочь незнакомцу, сказав о направлении необходимого движения либо посоветовав обратиться за помощью к взрослым.


4. Если ребенок чувствует опасность, он может без объяснения причин быстро уйти от просящего помощи незнакомца.


5. Самый лучший для ребенка способ оказать помощь другим людям – рассказать о ситуации родителям, учителям, воспитателям или другим знакомым взрослым.


Обучайте своих детей, не жалейте на это времени, и результат будет обязательно! 

Как ребенку обратиться за помощью к незнакомому человеку и не подвергнуть себя опасности

 

Специалисты по детской безопасности советуют детям свести к минимуму контакты с незнакомыми людьми. Однако порой возникают ситуации, в которых ребенок вынужден контактировать с незнакомцами. Это в первую очередь касается тех случаев, когда ребенок либо потерялся, либо подвергается нападению. Как же преодолеть противоречие: разговаривать с незнакомцем, с одной стороны, нельзя, с другой – иногда жизненно необходимо?

Особую осторожность нужно проявлять ребенку в ситуации, когда инициатором беседы выступает сам незнакомец. Среди злоумышленников немало прекрасных специалистов по ведению беседы. Наличие большого опыта подобных разговоров вместе с использованием специальных разговорных техник обеспечивают им желаемый итог – ребенок соглашается на все их предложения. Чтобы избежать нежелательного результата, ребенку необходимо научиться распознавать такие ситуации, сразу же стараться отойти от незнакомца на безопасное расстояние (2-3 метра), извиниться, прерывая разговор (или сделать вид, что он не расслышал просьбы), и быстро уйти в безопасное место. Оказавшись рядом с родителями или опекающими ребенка взрослыми (другими родственниками, учителями, хорошими знакомыми), ребенок должен незамедлительно рассказать им о разговоре с незнакомцем, описывая при этом его приметы.


Совсем другая ситуация складывается в том случае, когда ребенок сам выбирает незнакомого человека для беседы и просит его позвонить родителям. Шансов на то, что он выберет именно злоумышленника, невелик. Но и этот шанс нужно постараться исключить.


По каким же критериям подготовленный ребенок может оценить незнакомца и признать его безопасным для себя?


1. Люди в форме.
Милиционеры, военные, курсанты военных училищ, железнодорожники, пожарные, охранники – все эти люди носят форму. Эти люди находятся на службе, предусматривающей помощь другим людям. Помочь ребенку, попавшему в беду, для этих людей – профессиональная обязанность. Конечно же, риск встретиться со злоумышленником в погонах существует и в этом случае, но он ничтожен. Как свести его практически к нулю, поговорим чуть позже.


2. Люди, работающие в государственных учреждениях.
В магазинах, банках, отделениях связи, больницах, аптеках, школах, библиотеках, высших учебных заведениях, кинотеатрах, пожарных частях и т.д. всегда есть охранники – люди в форме. О них мы уже говорили. Можно смело обращаться за помощью также к людям, находящимся на рабочем месте. Например, ребенок, зайдя в больницу, может сразу не увидеть охранника, но он тут же обнаружит администратора или человека в белом халате. Бейджик на одежде укажет, как зовут этого человека и кем он работает. Если же бейджика нет, ребенок может подойти в магазине – к кассиру (деньги случайному человеку не доверят), в гостинице – к дежурному администратору, в метро – к дежурной у турникетов и т.д. Общий принцип – искать человека, находящегося на своем рабочем месте, и обращаться за помощью к нему.

 


Как снизить до минимума риск нарваться на преступника?


1. Необходимо предварительно внимательно присмотреться к человеку, который может оказать реальную помощь.


Если ребенок ищет человека в форме, он должен знать, как выглядит милиционер, военный, железнодорожник, пожарный, охранник и т.п. Для этого родителям необходимо показать всех этих людей в форменной одежде (обращая особое внимание на фуражку, китель, брюки, ботинки или сапоги) сначала на страницах журналов и газет, а потом – во время прогулок, посещения магазинов, банков и других государственных учреждений.


Тогда рыбак в камуфляжной форме вызовет у ребенка разумные подозрения, как и человек в милицейской фуражке, но в черных брюках, не являющихся частью формы милиционера.  Если около больницы стоит человек в белом халате, ребенок автоматически не будет считать его врачом, пока не увидит его рядом с таким же образом одетыми людьми. Взрослый человек в школе не будет ассоциироваться с учителем до тех пор, пока ребенок не увидит его рядом с другими работниками школы или учениками.


И, конечно же, ни в коем случае нельзя уходить из людных мест с «добровольными помощниками», которые обещают отвести к родителям. Риск уйти со злоумышленником очень велик. Ребенок должен остаться на месте и в категорической форме отказаться куда-либо уходить.


2. Разговаривать с потенциальным спасителем нужно осторожно, поддерживая, по возможности, безопасную дистанцию, особенно в тех случаях, если ребенок не до конца уверен в своем собеседнике. Потерявшийся ребенок может попросить, скажем, охранника магазина позвонить его родителям и сообщить, где он находится. Для этого необходимо знать наизусть рабочие и сотовые номера телефонов родителей, а также других знакомых взрослых. Лучше всего, если ребенок позвонит и все объяснит сам. Во время беседы желательно стоять на расстоянии 2-3 метра от собеседника. Если человек, к которому обращается ребенок, действительно желает оказать помощь, он правильно поймет такое поведение. Если же он начнет приближаться, ребенку лучше убежать и поискать помощи в другом месте.

Какие приемы самообороны может освоить ребенок?

Во многих пособиях рекомендуется кричать, кусаться, пинаться, то есть оказывать яростное сопротивление. Конкретизируем общие рекомендации в конкретную схему сопротивления.

Во-первых, жизненно важно громко кричать: «Ты чужой, я тебя не знаю!»

Во-вторых, нужно сжать в кулак захваченную руку, положить на этот кулак свою свободную руку, не сгибая запястья. Обратив внимание на положение большого пальца нападающего, необходимо свободной рукой резко дернуть захваченную руку в направлении большого пальца противника. Используя не только силу обеих рук, но и всего тела, как можно резче разворачиваемся в сторону большого пальца противника. При этом наша рука вырывается из захвата противника.


Описание выглядит длинным и громоздким. Сам прием длится доли секунды (если ребенок отработал его на папе или маме минимум несколько сот раз).

В-третьих, если противник так силен, что вырваться очень трудно, задача ребенка – ослабить захват. Этому может способствовать удар ногой по голени или колену. Следует учесть, что удары ногой по колену могут привести к тяжелой травме нападающего.


Удары же в голень, как правило, не приводят к последующим травмам, при этом эффективно вводя нападающего в состояние болевого шока независимо от массы и размеров атакуемого взрослого противника. 


Такие удары требуют чувства равновесия, поскольку необходима определенная точность. Ребенку трудно соблюсти все правила удара, поэтому можно для начала ограничиться упрощенным вариантом. Наносится удар примерно так, как бьют по футбольному мячу. Родители могут приготовить какой-нибудь мягкий, но достаточно прочный и жесткий предмет (проще всего купить макивару) и попросить ребенка попрактиковаться в ударах ногой. Тренер по самообороне поможет «поставить» удар правильно, и задача ребенка будет заключаться в его дальнейшей отработке и совершенствовании.

Опять-таки заметим, что чудес не бывает. Ни разу не ударявшая ногой даже по мячу девочка просто не попадет по ноге взрослого субъекта. Если же она пройдет соответствующий курс по обучению удару и потом попрактикуется под руководством родителей или инструктора, эффект будет замечательным. Увлекшаяся процессом обучения второклассница может так ударить зазевавшегося на секунду партнера, что он неделю будет прихрамывать и ругать себя за сдвинутую в сторону макивару, открывшую его голень для удара.


Отработка, отработка и еще раз отработка. Потом навыки необходимо «освежать в мышечной памяти», чтобы быть всегда в готовности.

В-четвертых, стремительный бег в безопасном направлении. Бежать нужно быстро, постоянно меняя направление движения, чтобы тяжелый взрослый противник вынужден был терять время, совершая маневры на поворотах. Чем больше ребенок тренируется в беге, тем больше у него шансов убежать даже от взрослого преследователя. Ловкий, подвижный и маневренный ребенок не даст ему ни одного шанса.

После выхода из опасной ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о столкновении с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы злоумышленника.

Не забываем, что во время всей операции освобождения ребенку нужно продолжать орать во весь голос: «Ты чужой! Я тебя не знаю! Отпусти!»

Родителям, желающим ознакомиться с различными схемами боя, обогатить свой арсенал самооборонщика и выбрать приемы для обучения и подготовки своих детей, рекомендую обраться к следующей книге: Степанов М.В., Майоров О.В. Защитный код: Как выжить в нашем городе. – М.: Грифон, 2007. – 496 с.

Итак, крик плюс удар в голень плюс освобождение от захвата плюс стремительный бег в безопасном направлении – составляющие минимальной системы самообороны ребенка в случае попытки его захвата за руку взрослым человеком.

Но для того, чтобы эта система работала, необходимо все эти действия отрабатывать: многократно и в полную силу. Уйти с родителями в лес и кричать во всю мощь легких, бесконечно вырывать свою руку из папиных и маминых захватов, пинать по макиваре и бегать на короткие и длинные дистанции.

Тогда ребенок при необходимости сможет действовать агрессивно, решительно и результативно.

Фото - фотобанк Лори