«Образование первично, все остальное вторично», - такую фразу случилось на днях прочитать на форуме. Звучит очень радикально, и скорее всего, многие с этим не согласятся.
В первую очередь не согласится наше государство, несколько лет назад взявшее курс на сокращение доступа к высшему образованию. Экзамены становятся все сложнее, число бюджетных мест сокращается, то один, то другой ВУЗ признаётся неэффективным. Каждый год придумываются новые, усложненные задания в рамках ЕГЭ. Число обязательных экзаменов планируется увеличить: в ближайшее время добавится английский язык, в дальнейшем может появиться ещё и история. Кстати, для мало-мальски успешной сдачи ЕГЭ по истории нужно выучить как минимум 300 дат – это мнение учителя истории.
Уже в нынешнем, 2017 году одиннадцатиклассники будут писать контрольные работы по шести предметам, которые они не выбрали для сдачи ЕГЭ. Пока это введено в рамках апробации, но через год, скорее всего, станет обязательным, а оценки повлияют на аттестат. Для чего это сделано? Минобрнауки не скрывает главной цели: воспрепятствовать «натаскиванию» на ЕГЭ. Иначе говоря, снизить баллы выпускников, отсечь как можно больше молодежи от поступления в ВУЗы.
С той же целью в нынешнем году введено правило – не принимать в ВУЗах документы у тех, кто получил по ЕГЭ ниже 60 баллов.
В особенно сложной ситуации оказываются подростки, поступающие на творческие специальности, а также во все ВУЗы, где проводятся ДВИ – дополнительные вступительные испытания. Помимо подготовки к ЕГЭ и итоговым контрольным по предметам, им приходится готовиться к экзаменам по специальности, которые чаще всего имеют больший вес при поступлении.
Вот и приходится родителям раскошеливаться и нанимать репетиторов, в том числе по базовым школьным предметам, таким как русский язык, математика, английский. К сожалению, школа не справляется с полноценной подготовкой к выпускным экзаменам, и получение приличных баллов на ЕГЭ чаще всего зависит от толщины родительского кошелька.
Так ради чего все? Почему родители готовы тратить бешеные деньги в стремлении протолкнуть своё чадо в ВУЗ?
Думается, причин несколько.
Высшее образование даёт возможность больше зарабатывать, расти по службе, успешно устроиться в жизни и приобрести устойчивое финансовое положение. Конечно, это не является непреложным правилом, но всем понятно, что у человека с высшим образованием возможностей больше. Возможности – это то, что родители считают своим долгом дать детям. Именно отсюда и берет начало фраза «образование первично, все остальное вторично».
По правде говоря, это мнение легко подвергнуть критике. Во-первых, добросовестный работник при условии удачного трудоустройства может выйти на вполне достойную зарплату и без высшего образования. С другой стороны, существует немало примеров, когда девушка после окончания института выходит замуж, рожает ребёнка (а может быть, и не одного), и надолго забывает о работе по специальности. А когда приходит время задуматься о выходе на работу – оказывается, что у неё нет опыта, а все, чему учили в институте, давно забыто. И ради чего было затрачено столько усилий – не совсем понятно.
Вторая причина стремления к высшему оразованию – общий культурный уровень. Родители, получившие высшее образование, хорошо видят разницу между собой и своими бывшими одноклассниками, не окончившими ВУЗы. И конечно, хотят видеть детей более культурными, разносторонними и интересными людьми.
Но государству нужны ещё и слесари, повара, сборщики, настройщики, сортировщики и т.д. и т.п. Поэтому оно старается сократить поток поступающих в ВУЗы. Что же делать родителям?
Наверное, ответ на этот вопрос у каждого свой. Многие ответят, что им нет дела до интересов государства, но что они сделают все для любимого чада. И их трудно обвинить в недостатке патриотизма.
Другие скажут, что все зависит от ребёнка, не поступит – так не поступит, главное, чтобы выбрал дело по душе и был счастлив. И с ними тоже нельзя не согласиться.
Кто-то вообще постарается отправить ребёнка учиться за границу, где тот с большой долей вероятности потом и осядет. Это уж совсем непатриотично, но зато у ребёнка там будет возможность начать совершенно новую жизнь, не похожую на прожитую родителями.
Некоторые родители скажут, что решать вопрос выбора профессии и дальнейшего обучения должен сам подросток, а вовсе не родители. И они безусловно правы: ведь это его жизнь!
Но найдутся иные, которые возразят: он ещё молод, растерян, ничего не знает о жизни, что он может решить? Наш долг направить его на правильную дорогу, чтобы потом всю жизнь не кусал локти! И тут тоже есть разумное зерно.
Какой же вывод сделать? Действительно ли образование первично, а все остальное вторично? Я бы не рискнула так утверждать. На мой взгляд, первична – любовь родителей к детям. И хорошо, если она подскажет нам правильное решение, дающее место и ребёнку проявить свои склонности и желания, и нам, родителям, мягко направить его и поддержать, помогая, но не навязывая своей воли. Именно такой помощи подростки ждут от нас.
Фото - фотобанк Лори