По данным опроса на форуме Материнство, свыше 40% семей уже не имеют в квартире стационарного телефона. Еще почти столько же (37%) хотя и владеют им, но пользуются крайне редко. Многие признаются, что если зазвонил телефон – то это звонят бабушки (дедушки), или спамеры.
Еще лет пятнадцать назад наличие в квартире телефона значительно увеличивало ее стоимость при продаже или аренде. Сегодня телефон активно вытесняется из нашей жизни более современными технологиями — интернетом и мобильной связью. Только каждая пятая современная семья регулярно пользуется стационарным городским телефоном. И это несмотря на то, что провайдеры всячески стараются сделать услугу привлекательной, поставляя в комплекте с телефонной связью интернет и телевидение.
Телефон, точнее «говорящий телеграф», был запатентован американцем Александром Беллом в 1876 году. Полтора года спустя Томас Эдисон предложил использовать в конструкции телефона угольный порошок, который использовался в аппаратах более ста лет, вплоть до 1990-х годов. Кстати, об устройстве угольного телефонного аппарата популярно рассказал Николай Носов в популярном детском рассказе.
Телефон в те времена выглядел как железный ящик с рычагом и одной или двумя трубками. К нему прилагалась сигнальная доска, звонившая, стоило телефонистке вызвать абонента. Весил такой комплект больше восьми килограммов! Чтобы воспользоваться телефоном, нужно было снять трубку, покрутить рычаг, который давал электроток и «сообщал» телефонистке, что надо начинать разговор. Все мы видели в кино этот кажущийся сегодня немного комичным процесс с непременным восклицанием: «Барышня! Мне такой-то номер».
Телефонистки на рабочих местах
Требования, предъявляемые к телефонисткам администрацией Шведско-Датско-Русского общества, были чрезвычайно строгими. Девушкам не разрешалось не только покидать зал без разрешения администрации, но и выходить замуж. При огромной ежедневной нагрузке выходной полагался всего раз в месяц. В 1910 г. на каждую телефонистку в среднем приходилось 160-170 соединений в час, не считая ответов "занято".
Телефон в квартире. Кадр из фильма "Собачье сердце"
В 1882 году в Москве пользовались трехзначной нумерацией, при этом первых абонентов было всего 26. За 10 последующих лет сеть разрослась до 1892 номеров. Нумерация стала четырехзначной. Владеть телефоном было очень дорого — примерно как первыми мобильными в 1990-е годы. Оплата за месяц пользования составляла 250 рублей, при этом месячная зарплата, например, учителя, была 25 рублей, фельдшера — 55. За стоимость установки телефона можно было купить двух отличных лошадей. Тарифы снизились только к началу XX века, когда тендер на развитие телефонных сетей столицы выиграли скандинавские бизнесмены.
Снижение расценок, конечно же, очень повлияло на популярность нового способа связи: если в 1901 году в Москве было меньше трех тысяч абонентов, то уже к 1914 году — уже больше 44 тысяч!
Именно в 1914 году Русско-датско-шведское акционерное общество построило центральную телефонную станцию по адресу: Милютинский переулок, дом 5. Долгое время эта станция считалась крупнейшей в Европе. Удивительно, но в этом здании, построенном в строгом монументальном стиле по проекту архитектора Классона, и сегодня находится телефонный узел.
После революции телефон был признан стратегически важным способом связи. 1 января 1917 года правительство России выкупило Московскую телефонную у Шведско-Датско-Русского акционерного общества. Выкупная стоимость сети составляла 34 миллиона рублей. На семь десятилетий Московская телефонная сеть стала государственным предприятием.
Уличный телефон (таксофон). Чтобы позвонить, часто приходилось стоять в очереди
Отдельно стоит сказать о телефонных аппаратах. Первые модели были, конечно, импортными, да и конструкция не отличалась эргономичностью - корпус аппарата с жестко вмонтированным микрофоном крепился к стене на фиксированном расстоянии. При этом абонентам приходилось либо вставать на цыпочки, либо наклоняться к микрофону, чтобы их было хорошо слышно. Только в 1927 году завод "Красная заря" выпустил первые отечественные телефонные аппараты.
22 ноября 1930 года вступила в строй первая автоматическая телефонная станция машинной системы "В-1". Для Московской телефонной сети началась новая эпоха — эра автоматической телефонной связи. Девушки-телефонистки ушли в прошлое (или вышли замуж?).
Кадр из фильма "Покровские ворота"
В 1935-м была завершена телефонизация всех линий метро. К 1941 году в городе было установлено 2775 телефонов-автоматов, позвонить домой, на работу или по деловому вопросу мог любой москвич. После войны развитие продолжилось: в 1953-м Мосгорисполком запретил прием в эксплуатацию новых домов без наличия телефонных вводов, и теперь в каждой новостройке была возможность устанавливать домашние телефоны, хотя, конечно, количество абонентских точек и было жестко ограничено.
В 1985-м в одной из московских квартир установлен трехмиллионный телефонный аппарат, а началу 1990-х телефонизация охватила большинство московских семей: на каждые 100 московских семей приходилось 97,7 телефона. К 1997 году ёмкость МГТС превысила 4 миллиона номеров.
Месячная абонентская плата за телефон в советское время составляла два рубля 50 копеек, для оплаты нужно было заполнить квитанцию и сходить на почту. Междугородний звонок стоил 15 копеек за минуту, за каждый из них приходила отдельная квитанция. Для звонка по «межгороду» надо было набирать «восьмерку», которая вечерами часто бывала занята.
С июля 2012 года Москва перешла на 11-значные телефонные номера. К существовавшим ранее семизначным номерам добавилась восьмерка и трехзначный код (495, 499 или 498).
В 2015 году компания МГТС завершила реконструкцию собственной сети передачи данных, произведя замену медных линий связи на опто-волоконные по технологии GPON. По данным компании, её сеть GPON охватывает 3,9 млн или 95 % московских квартир.