Пандемия реорганизовала как малый бизнес, так и крупные компании из самых разных отраслей. Ситуация уникальна: впервые коллективное здоровье потребовало от руководителей оперативно перестраивать бизнес-процессы. Участники клуба «Женщины в советах директоров» обсудили в режиме онлайн, как не растерять и мотивировать главный актив бизнеса - сотрудников.
Здравый смысл
Если театр начинается с вешалки, то основу любой компании составляют корпоративные ценности. Сегодняшняя ситуация показала, что экологичность взаимодействия внутри коллектива, его здоровье в прямом и переносном смысле являются такой же важной частью «фундамента» компании, как и эффективность бизнес-процессов.
Но что делать, если главный фактор, сказывающийся на состоянии команды, находится за пределами вашего влияния? По данным исследования OMI group в апреле 2020 года 30% опрошенных переживают из-за сложившейся ситуации с пандемией, 18% принимают противотревожные препараты.
Работа на удаленке. Photo by fotografierende on Unsplash
Несмотря на определенные преимущества работы из дома (экономию времени на поездках в офис и обратно, возможность проводить больше времени с близкими) – не все сотрудники с быстро адаптируются к новому режиму.
Машина времени (не) сработает
За время нахождения в двухмесячной самоизоляции сотрудники прошли серьезную перестройку – от организации дня и бытовых привычек, до отношений с близкими и переоценки ценностей.
Целые компании, как и потерявшие в это время работу люди, рассматривают свои возможности по возвращению в обычный трудовой режим. Можно ли вернуться на 3 месяца назад и начать с того же момента? Ответ не очевиден.
Специалисты выделяют ряд сложностей, которые могли сформироваться во время самоизоляции и проявиться далее в поведении сотрудников:
·Индивидуальное переосмысление работы со стороны сотрудников – перемена ценностей или собственного профессионального вектора развития.
По данным опроса инфопортала «Женщины в советах директоров», проведенного среди женщин-руководителей, более трети респондентов почувствовали уязвимость своего текущего профессионального положения и задумались о возможности развития новой или параллельной карьеры, и примерно столько же решили больше времени уделять близким. |
- Эмоциональная нестабильность – страхи, вызванные распространением негативной информации, тревога за близких.
- Снижение работоспособности, спровоцированное новыми условиями труда.
- Отсутствие социального взаимодействия и нестабильная коммуникация с коллективом, стремление минимизировать все рабочие контакты.
- Уклонение от выполнения рабочих обязанностей.
«В мегаполисах прежняя организация труда вряд ли будет возможна с учетом новых санитарных требований. Не всех работников можно вернуть к прежнему трудовому режиму - для людей с хроническими заболеваниями и лиц старше 60 лет предстоит разработать более безопасные условия, – комментирует Ирина Никулина, генеральный директор компании «Буарон» в России. – Очевидно, что для сохранения компании впредь нужно заботиться не только об экономических показателях, но и о том, чтобы сотрудники были по-настоящему здоровы. При этом поддержка компании не должна ограничивается лишь медицинской страховкой».
Комплексное решение
Корпоративные well-being программы набирают популярность даже в условиях дистанционной работы: полезные привычки – это то, что помогает сохранить трудоспособный коллектив, снизить риск заболевания. «Если раньше «well-being» воспринимался как факультативный элемент культуры компании, то теперь он получил очень прикладной смысл», - убеждена директор АНО «Культура здоровья» Марина Черникова. - Баланс между физическим, эмоциональным и финансовым благополучием, осознанное отношение сотрудников к собственному здоровью - базовое условие для работы бизнеса».
По словам Марины Черниковой наиболее востребованными стали программы заботы о себе и близких при помощи онлайн-поддержки или тематических вебинаров. Так, не выходя из дома, сотрудники получают комплексные консультации по состоянию здоровья и правильному питанию, организации личного пространства, кризисному тайм-менеджменту, управлению стрессом и даже лидерству в эпоху перемен. Что интересно: опору для своего общего эмоционального состояния люди находят в разных сферах. Кому-то именно забота о своем питании помогает более уверенно справляться со всеми остальными ситуациями, для кого-то важно настроить отношения с близкими и тогда все остальные тревоги уже не кажутся такими значимыми. Некоторым людям просто нужно ощущение контроля и наличие единомышленников – дав обещание, они уже не сходят с дистанции позитивных изменений.
Команда внутри
«Компании, которым удастся быстрее снять «посткарантинный синдром» у сотрудников, получат фору во времени, а значит конкурентное преимущество», - уверена Екатерина Кравцова, главный редактор портала «Женщины в советах директоров».
Эксперты считают, что снизить риски перехода на удаленный формат работы поможет т.н. «антикризисный комитет», деятельность которого позволит оптимизировать рабочие процессы и поэтапное возвращение сотрудников в офис. Работа комитета должна включать следующие процессы:
- Организуйте гибкий график присутствия сотрудников на работе.
- Проводите профилактику респираторных заболеваний в компании, мотивируйте людей к ведению здорового образа жизни - в долгосрочной перспективе это самый ценный навык
- Обеспечьте постоянную коммуникацию с коллективом (в том числе, от первого лица).
- Организуйте сотрудникам психологическую поддержку.
- Проводите тренинги эффективной дистанционной коммуникации.
- Постарайтесь на время сделать свою компанию провайдером новых знаний (онлайн- обучение, дополнительные возможности от партнеров по теме здоровья).
- Расскажите сотрудникам о возможностях ДМС, которые есть в вашей компании.
«За эти месяцы многие компании пережили настоящий переворот, последствия которого еще не исчерпаны. – считает Ирина Никулина. – Но пытаться нивелировать их мы можем уже сейчас. Мы начали со здоровья коллектива и использовали специальную онлайн-поддержку, объединяющую экспертизу специалистов в области спорта, здорового питания, профилактики и ЗОЖ. Такая помощь особенно важна в условиях адаптации к новому режиму работы».