С каждым классом список произведений в школьной программе по литературе становится все длиннее, а произведения все объемнее. Дети не всегда успевают прочитать все, и если с задачей по математике родители еще могут помочь, то с книгами ребенку нужно справиться самому. В результате уроки литературы становятся настоящим наказанием. Но заставлять читать насильно — не лучший выход.
Мотивируйте на маленькие победы
Уже в начальных классах произведения из программы по литературе бывают достаточно объемными, а мысли в них — такими, что и взрослые могли бы задуматься. Чего стоят одни только сказки Пушкина. Ставить условие «20 страниц в день», осилить все произведение за вечер перед уроком, на котором будут его разбирать, или давать пирожное в награду за каждое прочитанное произведение? Есть способы мотивации и получше.
Photo by Anita Jankovic on Unsplash
Множество маленьких поощрений за маленькие победы укрепляют внутреннюю мотивацию лучше, чем одна большая награда за достижение далекой цели. Разбейте чтение на подходы. Они могут отличаться по длительности, главное, чтобы ребенок улавливал смысл прочитанного. За каждый пройденный этап можно сказать себе «Я сделал! Я дочитал!» и немного выдохнуть. Дошел до того места, где Иван-дурак поймал перо Жар-птицы — можно сделать перерыв и немного поиграть. Это не только поддержка мотивации, но и смена деятельности, которая помогает избежать выгорания.
Смените формат
С утра школа, потом творческий кружок и спортивная секция, потом домашнее задание… Тут бы успеть на нужные автобусы, поужинать и лечь спать не позже одиннадцати вечера, какое чтение? Если ребенок и так загружен занятиями, отдельное время для книг бывает сложно найти.
Но кто сказал, что произведения нужно обязательно читать? Найдите на музыкальном сервисе нужные произведения в формате аудио. Небольшие рассказы можно прослушать целиком по дороге из школы, а более объемные произведения в таком формате обычно разбивают по частям. Если ребенок будет слушать произведение, он точно не пропустит важный диалог и будет учиться внимательнее воспринимать информацию на слух.
Чтобы не перепутать порядок частей и быть уверенными, что все они точно подходят друг другу по озвучке, воспользуйтесь подборками музыкальных сервисов. Полная подборка аудиокниг по программе для каждого класса есть на «Яндекс.Музыке». К началу учебного года сервис дарит 90 дней бесплатного доступа.
Еще один вариант — разобрать с ребенком не все произведение, а ключевые сцены и отрывки, которые помогут понять суть произведения и не забьют голову лишними подробностями. Это может помочь и в случае, если ребенок начал читать произведение, но оно ему не понравилось или показалось скучным.
Читайте вместе и обсуждайте прочитанное
При всех достоинствах произведений классиков ребенку может быть скучно представлять те реалии, которые описывают авторы позапрошлого века, и сложно понять их язык. Зачем нужны квартеты, что такое душегрейка, кто такой кум и у какого столба стоит столбовая дворянка?
Расскажите малышу, что имели в виду писатели, покажите картинки. Предложите нарисовать образ из сказки, который особенно удивит или рассмешит малыша.
Расскажите о своем жизненном опыте или приведите пример современной жизненной ситуации, которая перекликается с ситуацией из сказки. Так вы разбавите чем-то новым постоянное беганье глаз по строчкам, свяжете чтение с возможностью послушать интересные истории или заняться творчеством, а главное — подкрепите мотивацию к семейному чтению. Ведь вместе заниматься гораздо интереснее.
Читайте сами
Как бы просто это ни звучало, но ребенок должен видеть, что вы тоже читаете. Если его каждый день заставляют сидеть за книгами, а родителей за чтением он видит редко, это выглядит нечестно. Если подавать ребенку пример, он скорее заинтересуется этим занятием. Расскажите ему, что читаете вы и почему это вам нравится. Прочитайте вместе с ним что-то «взрослое», но подходящее по возрасту, например, отрывок из научно-популярной книги на жизненную тему. Покажите, что вы находите в чтении и почему оно интересно тем, кто уже давно закончил школу.